Рефераты. Административные и экономические реформы Петра I

Административные и экономические реформы Петра I

Министерство общего и профессионального образования РФ

 

ТГТУ

 

Кафедра истории и политологии

 

Реферат на тему:

Административные и экономические реформы Петра I”

Выполнил : Поляков В.А.

Группа: АТПП-15

Принял:

Тверь, 1997


Список использованной литературы.


1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови­не XIX века: История. Историк.

          Документ. - М.:МИРОС,1994.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

Введение


В царствование  Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований уходят  корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием  которых  было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления,  построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата,  строго  контролируемого  высшими  органами власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и  по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В рос­сийской  истории  трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев,  который,  навер­ное,  наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го,  писал:  «Различие взглядов… происходило от громадности дела,  совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее  какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно,  и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают  на себе его влияние».

Как уже было сказано,  предпосылками петровских  реформ  явились преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления.  Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных  приказов,  появились зачатки регулярной армии - полки иноземного  строя.  Происходили из­менения в культуре: появились театр,  первое высшее учебное заведение. 

Но несмотря на то,  что почти всем реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер.  После смерти императора в  1725 г.  Россия была на пути превращения совсем  в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из вели­чайших держав мира.  Петр превратил Россию в  подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство  в  евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более  широкого  зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули  все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Административные преобразования


             С 1708 г.  Петр начал  перестраивать  старые  органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу  первой  четверти  XVIII  в.  сложилась  следующая система органов власти и управления.

             Вся полнота законодательной,  исполнительной,  и су­дебной  власти  сосредоточилась  в руках Петра,  который после завершения Северной войны получил титул  императо­ра.  В 1711 г. был создан новый высший орган исполнитель­ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны­ми  законодательными  функциями.  Он принципиально отли­чался от своего предшественника - Боярской думы.

             Члены совета назначались императором. В порядке осу­ществления исполнительной власти  Сенат издавал  указы, имевшие  силу  закона.  В  1722  г.  во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт­роль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу­дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.  В пер­вой  четверти  XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов,  возглавляемая оберфискалом. В обязан­ности  фискалов входило донесение обо всех злоупотребле­ниях учреждений и должностных лиц,  нарушавших "казенный интерес".

             Никак не соответствовали новым  условиям  и  задачам приказная система,  сложившаяся при Боярской думе. Воз­никшие в разное время приказы  (Посольский,  Стрелецкий, Поместный,  Сибирский,  Казанский, Малороссийский и др.) сильно  различались  по  своему  характеру  и  функциям. Распоряжения  и  указы  приказов  зачастую противоречили друг другу,  создавая невообразимую путаницу  и  надолго задерживая решение неотложных вопросов.

             Взамен устаревшей системе приказов в  1717-1718  гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала опре­деленной отраслью или сферой  управления  и  подчинялась Сенату.  Главными  считались три коллегии:  Иностранная, Военная и Адмиралтейство.  В компетенцию Комерц-,  Ману­фактур-  и  Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле­гия  - доходами,  Штатс - коллегия - расходами,  а Ревизи­он - коллегия контролировала поступления доходов, сбор по­датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж­дениями отпущенных им сумм.  Юстиц-коллегия ведала граж­данским   судопроизводством,  а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени­ем;  ему подчинялись магистраты и ратуши  всех  городов. Коллегии  получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

             Кроме коллегий  было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы­ли также четко разграничены.  Одни из них,  например Ге­рольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой  и  произ­водством  в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле­ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

             В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка  органов власти и управления на местах.  Страна была разделена на 8 губерний,  различавшихся по  территории  и  количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных  областей, а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр,  территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,  Костромской,  Московской,  Ря­занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи­ла почти половина всего населения страны. В число губер­ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

             Во главе губернии стоял назначаемый  царем  губерна­тор,  сосредоточивавший  в  своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол­легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

             Губернии в  1719  г.  были  разделены  на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во­евода с канцелярией при нем.  Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной  кан­целярией.  Некоторое  время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комисса­ром из местных дворян или отставных офицеров.  Его функ­ции ограничивались сбором подушной  подати,  наблюдением за выполнением казенных повинностей,  задержанием беглых крестьян.  Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной канцелярии.  В  1713  г.  местному  дворянству было пре­доставлено выбирать по  8-12  ландратов  (советников  от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро­вавшие в  них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали  проявления  недовольства  и  антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию служащего люда.  Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и придворный,  с  разделением  каждого  на 14 рангов,  или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут. 

Экономические реформы


          В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промыш­ленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хо­зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду­щим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

          В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в сырье для российской промышленности привели к широкому  распростра­нению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.

          В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и  пло­дородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины.

          Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

          Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государс­тва (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

          В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможен­ный устав 1724 г.)

          Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

          Государственные казенные заводы использовали труд  государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.

          Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  пороховой,

бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способс­твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.

          К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге,  Москве, на Ура­ле. Крупнейшими  предприятиями были Адмиралтейская верфь,  Арсенал, петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

          Тысячи россиян  проходили  в Европе обучение разным специальнос­тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

          В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ­ление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

          Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  при­нуждения.

          Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фи­гур мировой истории.




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.