Рефераты. Геополитика p>Карл Хаусхофер – Геополитика – государственная совесть нации, каждый чиновник должен быть просвещенным в этой области.
Издание геополитического журнала. Считал главными политическими соперниками
Германии – США и Великобританию.
Видел создание Великого континентального блока России и Германии. Вместе с сыном Альбрехтом выдвигал идею единого евроазиатского союза.
1941 – проект Альбрехта Хаусхофера объединить Европу в единое государство с общеевропейским правительством.
Геополитика не провоцирует, а предотвращает войны.
Идеи больших экономических пространств – панрегионов.
Исключить войны можно, если мы будем мыслить интересы каждой державы с чисто экономических позиций.
Меридианная система:
- Панамерика;
- Евроафрика;
- Россия от Северного до Южных морей;
- Паназиатская система.

Англо-американская школа геополитики: эволюция концепций и геостратегических подходов.
Общий источник выработки взглядов и позиций. Школа принадлежала к сторонникам талассократии, т.е. опора на морские силы.
Англо-американской школе свойственны подчеркнутый прагматизм и военно- стратегический уклон. Пытались превратить геополитику в жестко- инструментальное знание, пригодное для разработки крупномасштабной стратегической концепции.

Основные направления мысли англо-американской школы.
Зачинатели – Хэлфорд, Маккиндер, создатели теории «Хартленда».
Жесткое разделение на сухопутные и морские державы. Концепция его противоречива.
Адмирал Альфред Мэхэн (1840-1914), США.
Основное занятие – изучение роли военно-морского флота в морских действиях.
«Влияние морской силы на историю» – решающая роль контроля над морскими коммуникациями.
Пафос его работ – господство на море как решающий военный фактор.
В 1984 году Мэхэн получает звание профессора Оклэнда и Кэмбриджа.
Его английским «двойником» является адмирал Филипп Коломб.
Мэхэн активно участвовал в реализации стратегических целей США (1893-1895 – командование крейсером «Чикаго» у берегов Европы).
Стратегическое значение – поддержка сепаратистского мятежа в Панаме (1903).
Посредничество в заключении мира между Россией и Японией (Т. Рузвельт – ученик Мэхэна; проводник «дипломатии канонерок»).
1900-1914 – период усиления гонки морских вооружений.
Влияние концепций Мэхэна испытали даже сухопутные державы (Германия
(адмирал Тирпиц), Япония, СССР).
Мэхэн подчеркивал тесную взаимосвязь военного и экономического аспекта морских сил. Морская торговля уже несколько веков являлась инструментом аккумуляции богатств, способом захвата колоний, развитием навигации. Это приводило к колоссальному обогощению морских держав. Военно-морской флот выступает как гарант и защита морской торговли.
Мэхэн подчеркивал, что результативно только создание больших флотов для возможного блокирования сухопутных держав с моря.
Основа концепции Мэхэна:
1. Наличие ВМФ.
2. Наличие торгового флота.
3. Наличие и создание новых военно-морских баз.
Факторы, определяющие предрасположенность государств к морским силам:
- от географического положения;
- от конфигурации береговой линии;
- количество населения;
- размеры государства (морские силы предполагают осуществление глобальной миссии);
- национальный характер (отмечал морскую тягу у англичан);
- политические факторы, способствующие мобилизации всех ресурсов нации на создание мощного военно-морского флота.
Россия имеет мало удобных выходов к морским коммуникациям (Северный ледовитый океан, северная часть Тихого океана).
Этапы стратегии Мэхэна:
1. Особое значение придавал Карибскому бассейну США.
2. Подчеркивал важное значение в организации опорных баз в ключевых точках, контролирующих мировую ситуацию.
1897 год:
- программа морского контроля;
- активное сотрудничество США с Британской морской державой;
- противодействие морским притязаниям континентальных держав;
- бдительный контроль над Японией и Китаем;
- координация совместных действий европейских государств для контроля над

Азией.
Мэхэн считал очень вероятным коалицию США, Англии, Японии и Германии против
России и Китая.
Мэхэн предсказал возрастание роли США на морских просторах. США – не держава крайнего востока, а держава крайнего запада. Развивал принцип
«Анаконды» (адмирал Макклеллан) – организация плотной морской блокады с вхождением флота в речные артерии.
Он перенес этот тактический прием в стратегическую плоскость для борьбы США за мировое господство (Союзная интервенция в России).
Идеи Мэхэна современны и сейчас. Наличие американского флота в
Средиземноморье, Юго-Восточной Азии, Персидском заливе.

Другая линия американской геополитики – концепция американизма. Это учение об исключительной роли Америки в мировой политике, в решении судеб мира.
Основа этого заложена в 17 веке (Северо-Английские колонии в Америке – пуритане, «град на холме»).
Доктрина Монро (1823 г):
- Европа и Америка – это два самостоятельных, обособленных мира.
- США – гарант ограждения стран Америки от вмешательства европейских держав.
Эту позицию высказывали:
1796 – Джордж Вашингтон;
1800 – Томас Джефферсон;
1823 – Джеймс Монро.
Следующая линия развития американской геополитической мысли – учение
Маккиндера о структуре силовых геополитических отношений, существующих в мире.
Концепцию Маккиндера пересмотрел американец Николас Спайкмен (1943), который разработал новую стратегическую концепцию. Он назвал страны
«внутреннего полумесяца» Римлендом (Rimland). Подчеркивал, что значимая территория для глобального контроля является именно Римленд. Подчеркивал ее важное значение, как решающего фактора силы. Не Хартленд осуществляет давление на территорию друг регионов, а Римленд на территорию Хартленда.
Центры мировой силы:
- Атлантическое побережье США;
- Европа;
- Дальний Восток;
- Южная Азия.
В 1946 году в США разработан план Moonrise согласно теории Спайкмена (т.е. контроль над зонами Дальнего Востока, Переднего Востока, Европы). Уделялось большое значение контролю над Арктикой, как зоны, контролирующей северные территории СССР. Военный союз США и Канады имел цель контроля этой зоны через северный полюс, соз США и Великобритании – контроль над Атлантикой
(прообраз НАТО. В это время в Англии развивается школа «Больших географических единств». Уильямсон – концепция о руководящей роли Англии в системе атлантического партнерства).
Концепция Спайкмена уточнялась и по другим направлениям. Географы Исайя
Боумэн и Дэвид Хузан установили, что Римленд не просто географическое положение, а выделение ключевых районов доступа к основным стратегическим ресурсам, т.е. включенным в Римленд всего Ближнего Востока, Юго-Восточной
Азии.

Классификация основных направлений американской геополитики:
- постепенный переход англо-американской геополитики на рельсы американской геополитики как лидера западного мира.
1. Опора на стратегию изоляционизма (американизм).
2. Интервенционизм (атлантизм).
3. Слияние этих направлений в концепцию глобального влияния США.

Постклассическая геополитика второй половины ХХ века.
Классическое наследие, связанное с реализацией национальных интересов европейских государств, формирования их как самостоятельных центров силы.

После второй мировой войны, с формированием новой конструкции мира, начинается постклассический этап.
Основные положения:
- Ни одно государство не может реализовать собственную геополитическую стратегию, не считаясь с обще глобальной конструкцией.
- Государство должно мыслить категориями глобальной ответственности.
- Ревизия старых постулатов на уровне новых методологических подходов построения проблем.
- Тесная взаимосвязь геополитики с цивилизационной теорией.
- Концепция больших географических единств – цивилизационная основа этих единств, социокультурное ядро цели и поведения.
Основные черты цивилизационной модели:
Атлантизм –
- весь цивилизационный комплекс, связанный с концепцией морской силы – морская торговля, ВМФ;
- либеральные традиции.
Евразийство –
- континентальные концепции евразийского комплекса.

Карл Шмитт (1888-1965): значительная часть работ написана в период нацистской диктатуры. «Земля и Море» 1942. Связь географического положения государства с ее метафизической сущностью.
Номос – синтез географических, геополитических и геокультурных факторов.
Геополитическое положение любого государства постепенно формирует облик духовных постулатов населения этой страны.
Бегемот – сухопутные цивилизации.
Левиафан – морские цивилизации.
Геополитика культивирует разные философии нации, культуры народов государств, т.е. не только географическое положение является определяющим, но и также важны для геополитического движения государства цивилизационный факторы.

Дэвид Мейниг – концепция культурно-цивилизационного развития.
В рамках Римленда можно выделить три группы государств:
- Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Восточная

Европа, Прибалтика – страны с континентальной ориентацией;
- Западная Европа, Греция, Турция, Пакистан, Югославия – страны с атлантической ориентацией;
- Южная Корея, Бирма, Индия, Ирак, Иран, Сирия, Ливан, Израиль – геополитически нейтральные государства (идет ожесточенная борьба за выбор геополитической ориентации).
Фронт геополитической борьбы проходит внутри отдельных государств, т.е. нет совпадения политических и геополитических границ государств.

Концепция Фернана Броделя (историческая):
- периферийное положение государства в системе западной экономики.
Пример (Польша):
- существуют западноевропейские торгово-промышленные центры с передовым промышленным производством;
- есть окраины западной Европы (Польша);
- западная Европа заинтересована в экспорте аграрных ресурсов из Польши в обмен на промышленные товары;
- в Польше происходят сложные социальные процессы: торговлю хлебом захватывают города-порты; собственное ремесло и промышленность приходит в упадок; сильными становятся польские магнаты-латифундисты (усиление закрепощения крестьян); особые политические притязания шляхты – выборы короля, управление государством самой шляхтой.
Т.е. либерализм в любой периферийной стране должен быть применен очень осторожно.
Борьба между цивилизационными ценностями проходит и в других государствах.
Концепция американизма трансформируется в универсальный идеал для всего человечества. США рассматривается как подлинно глобальная держава, которая формирует универсальную цивилизацию индивидуальной свободы.
Будущие интересы мира – американская политика либерализма.
Збигнев Бжезинский.
Френсис Фукуяма, «Концепция конца истории» – небольшая группа западных государств, исповедующих либеральную философию, вступила в фазу окончания своего исторического пути развития. Сегодня развитая рыночная экономика есть последний рубеж, идеал, далее которого нет пути.
Но всему остальному миру еще предстоит долгое историческое движение со всеми издержками. Им необходимо делегировать права управления постисторическим державам.

Самюэль Хантингтон – «Неоатлантизм».
Победа атлантизма – победа временная и поверхностная. Разделение мира по принадлежностям к той или иной системе становится все более условным.
Происходит феномен размывания идеологий как таковых. Обнажается внутреннее ядро государств, базирующееся на цивилизационных ценностях.
Вестернизация государств оборачивается реваншем их собственных цивилизационных предпочтений и ценностей.
Линия водораздела будет проходить по отдельно взятым цивилизациям. В будущем выделятся несколько цивилизационных центров силы:
- Западная – Европейско-американская;
- Славяно-православная;
- Конфуцианская (Китайская);
- Японская;
- Исламская;
- Индуистская;
- Латиноамериканская.
Границы геополитического развития не будут совпадать с географическими и политическими границами. Геополитическое противостояние отрывается от географических границ.

Другое направление геополитики связано с происходящими во всем мире ростом регионализации. Ослаблением ведущей роли государств приводит к образованию собственных центров-регионов, комбинаций регионов. Конструирование геополитических единств может проходить по региональным образованиям
(Ганзейский регион).
Антон Цишка – Будущее Германии лежит в воссоздании Евроафрики.

Европа – арена противоборства двух цивилизационный ориентаций геополитики: евразийской и атлантизма.

Основные этапы становления геополитической мысли в России 19-20 вв.
Географическое срединное положение, границы со всеми цивилизованными центрами, извечная проблема культурного самоопределения дало толчок развитию геополитической мысли в России в 19-20 вв.
Политическая жизнь в России была значительно шире, чем геополитика.
Этапы развития:
1. 1829-1831 – Чаадаев издал «Письма о философии и истории». Он считал, что главная проблема России – отлученность от мировых центров культуры.

Поэтому Россия до сих пор не определилась со своей культурой, сочетая в себе и западные и восточные черты. Чаадаев не дал ответа на вопрос предназначения России, но и первым поднял вопрос самоопределения России
Два течения - западники и славянофилы.
Герцен, Вяземский - западники
Западники настаивали на том, что Россия есть периферийная держава, она должна повторить путь Европы.
Очень сильное влияние оказали и славянофилы: Даль, Тютчев, братья Самарины,
Кириевский. Это более геополитическое течение. Они указывали на особый, отличный от западного, путь развития России, определяемый традициями общины, крестьянского мира, самодержавия, основанного на особой патриархальной связи. Определяли важным развитие традиций православия как подлинно христианского учения. Задача России заключается в объединении всех славянских народов, образование культурной цивилизационной общности.
Наилучшим типом объединения должна стать федерация славянских народов. На этой основе родилась целая программа – особое политическое движение
«Панславизм», объединяющее все славянские народы под эгидой России – защитника славян.

Источники евразийского течения.
Н.Я. Данилевский (1869) работа «Размышление об истории России», «Россия и
Европа».
Он рассматривал Крымскую войну как поход Европы против России. Эта война повлияла на самолюбие, самосознание России – в Крымской войне лежит ключ положения России по отношению к Европе.
История всех войн показывает, что против России объединялась вся Европа.
Данилевский – один из основателей подходов к цивилизационной истории. Он считал в истории человеческого существования несколько культурных типов, которые могут между собой взаимодействовать, но стоят особняком.
Суть прогресса в многообразии. Каждый культурный тип несет собственное социокультурное ядро, иммунитет против разлагающего действия цивилизации.
Данилевский представил схему чередования цивилизаций:
1. Древнееврейская цивилизация с религиозным миссионизмом.
2. Древняя Греция – культура.
3. Римская империя – политика и право.
4. Европейская цивилизация – социально-экономическое начало.
5. Приход возрожденной Славянской цивилизации.
Славяне еще не проявили своей цивилизационной потенции. Длителен период объединения религии, культуры, социально-экономической сферы.
Данилевский примыкает к панславистам. Русско-турецкая война стала симптомом кризиса славянофильства. Поменялись векторы общественного мнения, сменилось отношение к панславянизму.
Переход от славянофильства. К.Н. Леонтьев «Византизм и славянство»
Либерализм отталкивается от принципа индивидуализма, равенства возможностей.
Либеральный прогресс ведет к социальному равенству.
Применение норм либерализма возможно только в богатом и нравственно устоявшемся обществе.
Осуществление полной либерализационной программы все равно столкнется с проблемой нехватки ресурсов.
Обладание гигантской колониальной системой дало возможность Великобритании сохранить все свои социальные институты за счет внешних источников ресурсов.
Леонтьев говорит, что цивилизация развивается замкнуто-циклично.
1. Период простоты – дикость, варварство, появление лица цивилизации.
2. Цветущая сложность – расцвет свойств цивилизации.
3. Упадок – проявление разлагающих свойств цивилизации.
Одновременно критикует Западничество, работа «Средний европеец как орудие разрушения».
Считал либерализм причиной социальной, экономической, политической напряженности и следствием взрыва, кризиса. При либерализме эти внутренние противоречия должны быть выдвинуты вне. Это удалось Англии посредством колонизации.
Главный институт, который должен упорядочить это – это институт государства, он должен контролировать порядок в достаточно деспотичной форме.
Леонтьев выступил с критикой учений Данилевского. Он подчеркнул, что в панславизме не может быть реального славизма.
Основой государственной самостоятельности может быть культурно-политическое основание. Основа культуры государства - это византизм, строгая церковь, строгая власть, общинно патриархальные традиции, жесткая иерархия.
Почвенничество – Аполлон Григорьев, Федор Достоевский. Защита культурной самобытности. Считались консервативными романтиками. Способность глубокого проникновения в культуру, понимания культуры.
Теория малых дел – каждый должен быть на своем месте, добросовестно делать своем малое дело.

Империя – как геополитическая форма.
Разрушение империи рассматривается как выход к более совершенным формам.
Существует несколько подходов:
1. Понятие империи как большого экономического пространства.
Империя – смысл и реалия большого экономического и политического пространства.
В связи с развитием геополитической истории в 19 веке встал вопрос об империи.
- Идеология свободной торговли;
- Курс протекционизма, ограждение рынка от внешней экспансии;
- Возникновение народно-национального хозяйства (Ф.Лист). Защищенность рамками национальных границ национального хозяйства. Любое национальное хозяйство должно ориентироваться на организацию внутреннего рынка, который имеет свою критическую массу и величину. Отсюда родилось понятие

«большого экономического пространства»
Империя рассматривается как государственная форма, способная создать большое экономическое и политическое пространство (геополитическое пространство).
Что лежит в основе этничества:
- самосознание;
- принадлежность человека к определенной общности;
Человечество объективно не может существовать во всеобщих формах, без разделения на те или иные коллективы.
|ЭТНОС |НАЦИИ | |
|Племенные различия|Представление о какой-либо |ИМПЕРИЯ |
| |господствующей личности |(суперэтническое) |

Империя – это универсальное государство, не связанное рамками границ.
Суперэтническое единство, т.е. на пути существования человечества как единого рода.
Империя сохраняет все атрибуты государств.
Имперская форма отличается от классического тяготением к универсализму.
Империя вся обращена в некое всеобщее пространство. Крушение иперии воспринимается как крушение всеобщего порядка.
Империя – аналог социального космоса.
Развивается общая система коммуникаций. Сама структура имперской государственности способствует образованию порядку. Центр – периферии.
Эти отношения строятся на универсально-периферийных функциях к центру.
Окраины взаимодействуют только посредством имперского центра.
Империя – достаточно подвижная и динамичная форма. Окраины не могут консолидироваться самостоятельно, передоверяют это имперскому центру.
Взаимоотношения центра и периферии могут быть разные.
Имперская форма государственности рассматривается негативно, как сила подавления народа, его ограбления.
Политически существовали и позитивные свойства империи – стремление к объединению государства как единого целого, имперская элита центра была заинтересована в тесных взаимосвязях периферии с центром, что способствовало развитию местных элит., регулирование социальных отношений, отсутствие социальной напряженности.
Империя ориентирована не только на забирание ресурсов, но и на модернизацию окраин. Империя может служить условием динамического прогресса окраин.
Окраины превращаются не только не только в источник обогащения, но и становятся бременем.
Имперская форма очень прогрессивна.
Для того, чтобы национальная элита была тесно связана с центром, ее надо удерживать, предоставлять гарантии. В задачу центра входило регулирование этих процессов. Отсюда во всех вновь возникающих государствах происходит поляризация между верхами и низами. Имперская форма позволяет решать эту проблему.
Филиппов подчеркивает, что это противоречие будет порождать импульсы имперского тяготения.

Особенности развития имперской идеологии.
1. Имперский фактор сближает империю с большими экономическими пространствами.
2. Первичная идеология основана на этническом признаке, идеологии нации.
3. Вторичная идеология более высокого уровня, универсальная, вырастает путем развития через расширение той базы представлений, которая лежит в основе.
Империя между всеобщим человечеством
Любая этническая, религиозная идеология приобретает черты универсальности, всеобщего идеала.
Историческим идеалом долгое время была римская империя – римское гражданство присваивалось за особые заслуги.
Римская цивилизация выступала символом порядка, права и т.п.
Идея Трех Римов (Рим – Константинополь - Московская Русь).
Евразийство – идеология, позволяющая снять межэтнические противоречия и различия.
В России сне существовало критериев дискриминации национального признака


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.