Существует несколько мнений по поводу «источника» акций террора 11сентября. Официальная версия СМИ отстаивает причастность исламской организации «Аль-Каида» во главе с бен Ладеном. Есть версия, что теракты – тщательно спланированная операция американских спецслужб как спасение «новой экономики» США от надвигающегося кризиса. Трудно в сложившейся ситуации утверждать что-либо однозначно. «Мне думается, что стихийное явление, и такие вещи еще будут происходить. Это, на мой взгляд, своего рода месть народов, покинутых и преданных своими элитами. Элиты ушли за Запад, оставив народы у разбитого корыта. Народы оставшиеся без элит, превратившиеся в молчаливое гетто, лишенное языка, способны на акты отчаяния…»[27] - размышляет А.С. Панарин. «Взрывы в Америке показали, что погоня за новым - это бег в бесконечности, превращающий все сущее в нечто временное, неустойчивое… Американцам и всем нам придется признать, что общечеловеческой цивилизации не существует, что единого человечества нет. Запад грохочет событиями, Восток таится на глубине, придавай смысл каждому событию. Между ними мы. С окаменевшими чувствами, навечно распятые между смыслами и событиями».[28]
Тем самым хочется подчеркнуть актуальность евразийских идей для нашей страны в начале 21 века.
ГЛАВА 5 Современная «Евразийская идея»
Евразийство снова возникло и вошло в интеллектуальную жизнь Европы и нашей страны после распада государства как результат поисков ответа на мучительные вопросы: есть ли народ, есть ли будущее у русских, что его ждет и каковы интеграторы, если ему суждено существовать в некоем своем многообразном обличии?
«Для того, чтобы Россия могла занять правильную позицию в круговороте происходящих мировых событий, мы должны понять, кто мы и кто не мы, и в какой системе координат мы действуем. Это не вполне очевидно. Наше общество остается глубоко расколотым по мировоззренческому признаку. Оно смущено, растерянно, испугано, подавлено. Российское общество сегодня пребывает в тайной борьбе за альтернативные самоидентификации, за каждой из которых стоят те или иные группы влияния, те или иные пласты населения, но между которыми не существует ни идеологического, ни политического, ни мировоззренческого консенсуса. Можно провести аналогию с эпохой Петра I, когда перед Россией стоял вопрос выбора дальнейшего пути развития, и в обществе не существовало единства мнений по этому вопросу»[29] - считает философ и геополитик, лидер движения «Евразия» А.Г. Дугин.
Позиции этого движения относительно сегодняшней ситуации таковы:
У современной политической элиты очень много общего с мыслителями романо-германского периода. Присутствует, как и тогда, ненависть к русскому народу, который считается недоразвитым европейским народом, живущим в отсталой европейской стране. У российского общества не существует консенсуса относительно путей дальнейшего развития России. Наше общество пронизывают определенные идентификационные мифы, и часто встречаются люди, использующие в своем анализе совершенно противоположные операционные системы. Одни считают, что Россия есть «недоразвитая западная страна». Сторонники этого тезиса -многочисленны в руководстве страной, среди столичной интеллигенции, столичных бизнес-элит, федеральных СМИ.
Вторая позиция - это самоидентификация России как самобытной цивилизации. По мнению сторонников данной идентификационной модели, главная опасность заключается в движении на Запад в любом вопросе: в геополитическом, культурном, экономическом, технологическом, медиакратическом. Причём в этом патриотическом лагере есть чистые националисты, озабоченные интересами только великороссов, славян с изрядной долей ксенофобии, есть ностальгирующие по советской модели. И есть евразийцы. Главный враг для них – западная цивилизация как таковая. Они обобщают все антизападные тезисы - геополитические, мировоззренческие, религиозные, исторические, культурные и социально-экономические и готовы идти на любые альянсы со всеми патриотами и державниками (как правыми, так и левыми) для спасения российской самобытности перед угрозой глобализации и атлантизма. Евразийцы утверждают идентичность России в широком цивилизационном смысле, где общий знаменатель подводится под разные этические, расовые, культурные и конфессиональные сектора. Все вместе они составляют уникальную евразийскую цивилизацию-Россию-Евразию.
Задача сегодняшних евразийцев – именно русскую самобытность превратить в универсальную модель культуры, в некое альтернативное атлантистскому глобализму, но по-своему тоже глобальное мировоззрение.
Современная евразийская теория так же создала «архетип российского и русского человека, которому присущи такие черты как отсутствие границ, ориентация на огромное пространство»[30]. Сама огромность этого пространства вынуждает прибегнуть к авторитарной модели власти на этой территории. Отсюда постоянная психологическая привязанность к структуре, к государству, к сильной организации.
Интересна и так называемая «теория модуля»:
«Есть некий модуль, который пронизывает все американское общество. Есть некая парадигма, в соответствии с которой принимаются все решения во властных структурах. Это «атлантистский завет», то, что они называют «manifest destiny». Это некий код sea power («морского могущества»-) секретная преемственность Левиафана, морского чудовища, ведущего сквозь века и цивилизации нескончаемую войну континентов против чудовища сухопутного, против Бегемота.
У России-Евразии тоже есть аналогичный код – «код Бегемота», парадигма «сухопутной цивилизации». У нас тоже есть своя «проявленная судьба», но она радикально отлична от судьбы Запада. Цивилизационные константы явно проступают при осмыслении русской истории - причем на всех ее этапах. Но складывается впечатление, что это происходит спонтанно, бессознательно, а на субъективном уровне элиты часто уклоняются от предначертания, кидаются в крайности, стремятся сойти (или бывают сбиты) с магистрального евразийского пути.
При этом часто наше русское общество кажется извне сплоченным, а элиты при этом действуют хаотично и разрозненно. В США же наоборот - общество внешне кажется разбросанным, но элиты действуют солидарно и жестко»[31].
На «проблему элит» обращает внимание и А.С. Панарин: «Власть прекрасно отдает себе отчет, что среди народа - мусульман, славян, всего населения Российской Федерации, и шире, всего постсоветского пространства - есть молчаливый консенсус: Россия ни в коем случае не должна встревать ни в какую американскую авантюру ни против мирового ислама, ни против любой другой части мира. Таким образом, совершенно очевидно, что «партия Кремля» - это уже не партия национального консенсуса. Власть делает шаги, которые заведомо противоречат не только национальным интересам страны, но и солидарному мнению ее народа»[32].
«Сегодня, как и в другие переходные эпохи в России, главное зависит даже не от того, какими конкретно методами осуществляется модернизация, а от того, кем она осуществляется – сыновьями или пасынками России»[33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России, вследствие однообразности равнинного ландшафта как Европейской, так и Азиатской части произошло тесное слияние различных народов и культур, и возник новый, евразийский этнос, вобравший в себя черты как Запада, так и Востока. Наша страна является как бы моделью всего мира, и в ней внутри происходят такие же процессы, которые происходят также в и в глобальном масштабе.
Основой российского этноса является русский народ, который духовно, культурно и материально вобрал в себя черты многих народов населяющих и населявших Россию. Духовным источником развития евразийского этноса выступает Православие, и главными его чертами являются стремление к абсолютному, борьба добра со злом, стремление к соборности, общинности.
Какие же перспективы раскрываются на данный момент перед нашей страной?
Ещё в 1920 году Н.С. Трубецкой писал: «Весь центр тяжести должен быть перенесен в область психологии интеллигенции европеизированных народов. Эта психология должна быть коренным образом преобразована. Интеллигенция европеизированных народов должна сорвать со своих глаз повязку, наложенную на них романогерманцами, освободиться от наваждения романогерманской психологии»[34].
В тяжелейших раздумьях начинала Россия XX век. В тяжелейших же и доживает его. Если мы хотим иметь будущее – мы должны научиться оценивать уроки прошлого и делать выводы из событий настоящего.
И тогда появится надежда, что Россия возродится и выполнит вселенскую миссию, используя свой богатейший потенциал.
-
----------------------- 1 Исход к востоку. Под ред. О.С.Широкова – М.:Добросвет,1997 – 264 с.
2 Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология – М.: Наука,1993 – 368 с.
[1]Ключевский В.О. Курс русской истории – М.,1937 4 Ключевский В.О. Курс русской истории – М.,1937, ч. 5, с.36-37
5 Широков О. С. Проблема этнолингвистических обоснований евразийства - в кн.: Исход к востоку – М.: Добросвет, 1997 6 Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России – М: Правда, 1989 7 Там же. 9 Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) – В кн. Исход к Востоку – М: Добросвет, 1997. с.170-171 10 Соловьёв В.С. Соч. в 2 т., т. 1 – М, 1989. с.418 11 Гумилёв Л.Н. Онтогенез и биосфера земли – Л.1989 12 Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993 13 Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского. М.: Знание, 1991 14 Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского. М.: Знание, 1991
15 Болотоков В.Х., Кумыков А.М Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос,1998 16 Ччаадаев П.Я. Сочинения. М.: 1989 [2] Ччаадаев П.Я. Сочинения. М.: 1989
[3] Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. – В кн.: Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993 [4] История русской литературы 19 века / под ред. Д.Н. Овсяннико- Куликовского. М.: Мир 1909 [5] История русской литературы 19 века / под ред. Д.Н. Овсяннико- Куликовского. М.: Мир 1909 [6] Там же. [7] Там же. [8] Там же. [9] Ключевский В.О. Русская историография 1861-1893гг. – В кн.: Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990 [10] Рейснер М. Идеологии Востока. М-Л.,1927 [11] Блок А. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1963 [12] Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991 [13] Там же. [14] Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме. – В кн. «Исход к Востоку» - М. Добросвет, 1997 [15] Сувчинский П. Сила слабых. – В кн. «Исход к Востоку» - М. Добросвет, 1997 [16] Там же. [17] Флоровский Г.В. О народах не-исторических (страна отцов и страна детей). – В кн. «Исход к Востоку» - М. Добросвет, 1997
[18] Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм: евразийская хроника Вып.9 – Париж, 1927 [19] Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993 [20] [21] 3 1 2 1 1 2 1 1 2 Данилевский Н.Я. 3 1 2 [22] А.С.Панарин «Онтология террора» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)
[23] А.С.Панарин « В каком мире нам предстоит жить?» [24] А.С.Панарин «Онтология террора» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)
[25] Литературная газета 26 сентября 2001г. [26] Там же. [27] А.С. Панарин «Онтология террора» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.) [28] Ф.И. Гиренок «Смысл и событие. Брешь в культурном слое» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)
[29] А.Г. Дугин «Угрозы для России и поиск идентичности» (из интервью лидера ОПОД «Евразия» А. Дугина сетевому порталу km.ru) [30] Ключников С.Ю. Выступление на круглом столе «Евразийство и современность». Опубликовано в альманахе «Лики России», выпуск второй, на базе журнала Alma Mater (Вестник высшей школы), №5-1993 [31] А.Г. Дугин «Угрозы для России и поиск идентичности» (из интервью лидера ОПОД «Евразия» А. Дугина сетевому порталу km.ru) [32] А.С. Панарин «Онтология террора» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.) [33] А.С.Панарин « В каком мире нам предстоит жить?»
[34] Н.С. Трубецкой «Европа и человечество»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5