Рефераты. Что такое НАФТА p> ОТ АЛЯСКИ ДО ПАТАГОНИИ
Именно так формулировал далеко идущие планы экономической интеграции в западном полушарии экс-президент США Дж. Буш, который был инициатором создания НАФТА. Мексика, Канада и США рассматривают договор как своего рода
"локомотив" мощной экономической экспансии по всему Латиноамериканскому региону. Договор открыт для присоединения к нему всех государств западного полушария.
"Если объединенный североамериканский рынок открывает заманчивые перспективы, то о рынке с вдвое большим населением можно с уверенностью сказать, что он открывает захватывающие возможности, - говорит председатель международного консультативного комитета "Чейз Манхэттен бэнк" Дэвид
Рокфеллер. -Именно это мы получим, если сумеем объединить все полушарие".
Чили уже сделала первый шаг навстречу НАФТА, подписав соглашение об экономической интеграции с Мексикой. Углубляется сотрудничество Мексики с
Колумбией и Венесуэлой - партнерами по интеграционной "Группе трех", которые в марте 1993 г. подписали в Боготе собственный трехсторонний договор о свободной торговли. Традиционно тяготеющие к Мексике и США страны
Центральной Америки тоже ориентированы на сближение с НАФТА. С пятью государствами этого региона Мексика уже имеет предварительную договоренность об учреждении зоны свободной торговли не позднее 31 декабря
1996 г. Боливия также демонстрирует большое желание присоединиться к соглашению о НАФТА.
Опыт латиноамериканских, без участия США и Канады, региональных интеграционных группировок наряду с положительными моментами выявил и уязвимые, болевые точки подобного рода объединений: хронический дефицит инвестиционных средств, современных технологий, ограниченный выход на рынки
"третьих стран", особенно за пределами региона и др.
Впрочем, участие латиноамериканских государств в НАФТА отнюдь не означает сворачивание других интеграционных группировок на континенте. Это позволяет им легче, органичнее войти в "континентальный альянс". С этой точки зрения наиболее успешно набирающий сейчас обороты интеграционный союз на Южном
Конусе - МЕРКОСУР (в составе Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая), который от зоны свободной торговли, созданной в 1992 г., все более явственно продвигается к заключению таможенного союза, можно рассматривать как ступеньку вверх по лестнице, ведущей к будущей супер-НАФТА.
"Укладывается в схему" и задуманный совсем недавно новый торгово- экономический блок - МЕРКОНОРТЕ, в который собираются войти Бразилия,
Венесуэла, Колумбия и Боливия. В перспективе просматривается тенденция к слиянию этих двух экономических альянсов - МЕРКОСУР и МЕРКОНОРТЕ - в единую южноамериканскую зону свободной торговли от Карибского бассейна до
Антарктиды.
Таким образом, две главные оси формирования глобального интеграционного союза в Латинской Америке - Мексика и Бразилия и посредством их США и
Канады имеют возможность войти в грядущий экономический "суперблок Нового
Света" и возглавить его.? Как это ни парадоксально звучит, катализатором в принципе объективного процесса общеконтинентальной экономической интеграции в западном полушарии в значительной степени послужили драматические события на другом конце света - на территории теперь уже экс-СССР и стран Восточной
Европы. Уже в эпоху М.Горбачева, когда все очевиднее становился развал традиционных экономических отношений, связывающий мир социализма, открывалась торная дорога для массовой экспансии туда западных товаров, капиталов и услуг, начали вынашиваться грандиозные планы экономического
"Дранх нах Остен", перед которыми меркли и "План Маршалла", и японское
"экономическое чудо.
Этот повышенный интерес Запада к гигантскому потребительскому потенциалу -
"славянскому рынку", демонстрируемая им на каждом шагу готовность оказать всяческую поддержку российским, "эсенговским" и прочим "реформаторам" очень встревожили латиноамериканские государства, которые, не без оснований, опасались, что "Марш Мендельсона" для Восточной Европы обернется реквиемом для их собственных финансово-экономических структур, которые, все еще остро нуждаются в иностранных кредитах, займах, инвестициях и технологиях. Однако теперь, устрашенные масштабами экономического развала и политической напряженности, царящими на руинах социализма, банкиры и предприниматели вновь "поворачиваются лицом" к Новому Свету.
В научных кругах США, да и в правительственных тоже. начинает превалировать точка зрения, что наступает судьбоносный момент для общей смены нынешних экономических приоритетов с ориентацией на Западную Европу и Азию в пользу
Латиноамериканского региона. Во-первых, он по всем параметрам уже значительно интегрирован с американской экономикой. Достаточно сказать, что на США приходится 57 % всего латиноамериканского импорта. Во-вторых, вследствие' особенностей динамики внутреннего развития континент именно сейчас переживает торгово-потребительский бум, способный стать новым мощным стимулом для роста американского бизнеса.
Наметившийся поворот емко обозначил Дэвид Малфорд - авторитетный7 специалист, занимавший высокие посты в администрации Рейгана и Буша: "Если вы становитесь новым президентом США и ваша главная задача - подъем национальной экономики, тогда Латинская Америка будет вашим лучшим клиентом, - считает он. - Этот регион набирает силы, в то время как Европа и Япония переживают спад...У нас с Латинской Америкой общее историческое, религиозное и социальное наследие, а в настоящее время в большинстве стран имеются демократические правительства. Там значительно более сложные и более развитые рыночные экономические структуры, чем в новых государствах
Восточной Европы и бывшего Советского Союза...И этот рынок, насчитывающий почти 600 млн.чел". Политическая нестабильность, экономический хаос, отсутствие четких юридических гарантий для иностранных инвестиций, резкое падение покупательной способности основной массы населения в Восточной
Европе, и прежде всего в России, вынуждают Западную Европу и Японию тоже обращать свои взоры на Латинскую Америку.
В результате наблюдается беспрецедентный рост иностранных инвестиций именно в Латинской Америке. Эта мощная экспансия выразилась в четырехкратном росте прямых иностранных капиталовложений в экономику латиноамериканских государств (в первую очередь Мексики, Венесуэлы, Бразилии, Аргентины и
Чили). Так, если в период с 1987 по 1989 г. они составили 24 млрд.долл., то с 1990 по 1992 г. достигли 100 млрд.долл.
Конечно, политический риск для иностранных инвестиций в Латинской Америке тоже существует. Режим "представительной демократии" по западному образцу, хоть он и установился сейчас впервые за всю бурную историю континента по всей его протяженности (за исключением Гаити и Кубы), все-таки не имеет пока достаточно глубоких традиций, не укоренился в правосознании граждан как безусловно предпочтительная форма государственного управления. С одной стороны, еще достаточно сильны авторитарные тенденции (Перу, Аргентина,
Венесуэла, ряд государств Центральной Америки). С другой велика социально- экономическая напряженность, связанная со все еще большой массой обездоленного, нищего и в силу этого склонного к вооруженному протесту народа.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ
Каковы они с глобальных позиции - уже понятно: денежки, которые, казалось бы, вот-вот поплывут в нашу пореформенную страну, легли на другой курс.
Ничего приятного не сулит для РФ и повседневная практика торговых отношении с Латиноамериканским регионом. Прежде всего по причинам наших внутренних проблем.
"Нам и раньше-то тяжело доставалась реализация машин и оборудования на, рынке, столь географически отдаленном и избалованном быстрыми поставками качественной техники из США, - жаловался мне недавно один российский
"купец", пытающийся из штаб-квартиры в Буэнос-Айресе продавать в Аргентине и других странах Южной Америки тракторы. - Но мы, приезжая к поставщику и набирая партию экспортных машин, могли в былые времена предъявлять претензии по их цвету, качеству обивки салона, даже устройству дверных ручек- Сегодня я беру все подряд: тракторы без стекол в кабине, без дверей, стартеров. Как-нибудь доведем "до ума". Масштабы разрухи таковы, что вскоре, видно, "лавочку" придется вообще закрывать".
Товарооборот России практически со всеми латиноамериканскими государствами сократился по сравнению с экс-СССР во много раз. А образование в западном полушарии региональных интеграционных группировок еще более осложняет задачу экспортеров российской продукции. Возьмем в качестве примера такие частные моменты.
На переговорах по НАФТА представители США последовательно стремились защитить те отрасли национальной экономики, которые в последние годы испытывают наибольшие трудности из-за наплыва в страну высококонкурентоспособной зарубежной продукции. По настоянию Вашингтона в договор внесены специальные положения, напрямую увязывающие механизм льготных таможенных тарифов с происхождением товаров, на которые они могут распространяться.
Одна из этих сфер - рынок автомобилей и запчастей к ним. В соответствии, с договором на сниженные тарифные барьеры могут рассчитывать только те легковые машины, при сборке которых 62,5% стоимости комплектующих произведено а трех странах, входящих в НАФТА. Еще более высокий, трехступенчатый барьер поставлен на пути заграничной, одежды. Во-первых, она непременно должна быть сшита в одной из стран Северной Америки. Во- вторых, сшита из ткани, которая тоже сошла с местных ткацких, станков. В- третьих, даже нити этих тканей обязаны быть местного производства.
Или взять импорт текстиля. Россия могла бы, например, довольно успешно, поставлять на американский рынок льняные ткани, которые пользуются там большим спросом. Однако, чтобы рассчитывать на льготный тариф, российская
(или, американская) фирма, которая вздумает продавать в США российскую продукцию, обязана доказать даже не то, что эта продукция на местном рынке дефицита, а что она вообще, даже в минимальных количествах, не производится в странах, объединенных в НАФТА.
Вряд ли стоит при подобных "правилах игры" уповать на диктат потребителей.
С ними не особенно-то намерены считаться. Так, по словам американского внешнеторгового эксперта Джеймса Боварда, по меньшей мере 117 видов тканей, необходимых модельерам США, в странах НАФТА не выпускаются. Однако те, кто защищает интересы американской текстильной промышленности, настаивают на том, что на самом деле этот дефицит не превышает 8 видов тканей. Очевидно, что на североамериканских производителей и продавцов одежды будут и впредь нажимать с тем, чтобы они главным образом использовали ткани, выработанные в, странах НАФТА, пусть даже они и не совсем удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.
Теперь представьте себе, что подобный режим распространится от Юкона до
Огненной Земли. Наши "лады" и "нивы", которые хоть и по бросовым ценам, но все-таки пока находят спрос в Чили, Бразилии и ряде других стран, тогда уж точно "выйдут в тираж". НАФТА никоим образом не имеет антироссийской направленности. Просто" раздел мира на крупные экономические группировки предполагает наряду с уменьшением внутренних барьеров и препон совместный механизм защиты от "внешней' опасности". В такой ситуации, как говорится,
"один в поле не воин".



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.