С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно делится на тяжелое, легкое и среднее.
Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)
Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.
Производство турбин:
Производство котлов:
Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки:
Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а
электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).
Тепловозы:
Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.
Электропоезда:
Трамваи:
Троллейбусы:
Контейнеровозы:
Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)
Судостроение
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления.
Производство зерноуборочных комбайнов:
Производство льноуборочных комбайнов:
Картофелеуборочные комбайны:
Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:
Рисоуборочные комбайны:
Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.
Грузовые машины:
Легковые автомашины:
Автобусы разной вместимости:
Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.
Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др.
Предприятия размещены в крупных областных центрах:
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.
Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове.
Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:
Треловочные:
Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры: