Рефераты. Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мира

Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мира

2

Учебная дисциплина - Экологическое право

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

«Специальные органы осуществления

контроля в сфере охраны животного мира»

САРАТОВ - 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………... 3

1. Специальные органы государственного контроля

в сфере охраны животного мира ………………………………. 5

1.1. Общая характеристика специальных государственных

органов, осуществляемых контроль в сфере

охраны животного мира ……………………………………… 5

1.2. Полномочия специальных органов государственного

контроля в сфере охраны животного мира ………………... 8

1.2.1. Государственный комитет РФ по

охране окружающей среды ……………………………… 8

1.2.2. Министерство природных ресурсов РФ ………………... 8

1.2.3. Федеральная служба лесного хозяйства РФ ……………. 9

1.2.4. Комитет Российской Федерации по рыболовству

(Роскомрыболовство) …………………………………….. 10

1.2.5. Министерство сельского хозяйства и

продовольствия РФ ……………………………………….. 10

1.2.6. Федеральная пограничная служба РФ …………………... 11

1.2.7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и

мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ………. 12

2. Взаимодействие специальных государственных органов

экологического контроля в области охраны

животного мира с территориями ……………………………….. 14

3. Охрана животного мира в Саратовской области ……………. 18

3.1. Современное состояние животного мира в

Саратовской области …………………………………………... 18

3.2. Органы государственного экологического контроля в

Саратовской области и результаты их деятельности ……... 21

Заключение ………………………………………………………………. 25

Список использованных источников ………………………………. 27

ВВЕДЕНИЕ

В окружающем мире насчитывается в настоящее время более миллиона видов животных. Правда, если отбросить насекомых, их число составит примерно 250 тысяч (из них около 90 тысяч обитают на суше) Лори А. Живой океан. - Л., 1976. С. 4..

Животный мир - один из важнейших компонентов окружающей природной среды. Он участвует в различных взаимосвязях в живой природе, влияет на формирование растительного покрова и естественное плодородие почв, на биологические свойства воды. Животный мир выступает в качестве природного ресурса, используемого для получения пищевых продуктов, пушнины, технического и лекарственного сырья, необходимого для удовлетворения нужд населения. Велико значение животного мира для научных, воспитательных и эстетических целей.

Охрана наземных животных была, по видимому, первой попыткой человека оптимизировать взаимодействие природы и общества. Это объясняется тем, что осуществляющееся на протяжении веков истребление животных в процессе охоты создало серьезные проблемы в обеспечении человека продуктами животного мира.

Меры по охране и контролю за охраной диких животных осуществлялись еще до начала нашей эры. Почти одновременно с этим началась охрана лесов, как мест сосредоточения животных.

В настоящее время, в условиях крайне тяжелой экологической обстановки, нужны иные, более качественные рычаги защиты животного мира. Речь должна идти о новых моделях государственности, о создании новой модели государства, не просто правового, а экологически устойчивого. Все основные функции государства должны быть экологизированы, а сама экологическая функция наполниться качественно новым содержанием и превратиться из декларативной в действующую. В этом процессе одна из важнейших ролей должна быть отведена Правительству Российской Федерации, как органу исполнительной власти общей компетенции, напрямую осуществляющему охрану и контроль животного мира.

Находясь на пороге экологической катастрофы, мы лихорадочно ищем причины сложившегося положения. Анализ существующего законодательства свидетельствует о достаточно приемлемом качестве правовых актов в области охраны животного мира. А вот министерства и ведомства, ответственные за реализацию данных законов явно не справились со своими задачами.

Цель данной курсовой работы - описание и анализ деятельности реформированной системы специализированных государственных органов осуществления контроля в сфере охраны животного мира.

В соответствии с этим в работе поставлены следующие задачи:

Ш дать общую характеристику специальных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира;

Ш описание полномочий специальных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира;

Ш описание взаимодействия специальных государственных органов экологического контроля в сфере охраны животного мира с территориями;

Ш описание деятельности органов государственного экологического контроля в Саратовской области.

1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

1.1. Общая характеристика специальных государственных

органов, осуществляющих контроль в сфере

охраны животного мира

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных государственных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

К специальным относят органы, созданные исключительно для задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 1998. - С. 232-233.

В последние годы системы центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны животного мира неоднократно изменялась. Современный ее вид является, по мнению многих экспертов, оптимальным.

Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими им государственными структурами субъектов Федерации.

По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госсанэпиднадзор России, например, контролировал выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты, и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения. Контролю за соблюдением природоохранных нормативов и требований при застройке жилых и промышленных зон больше внимания уделяется Минстроем России. При рассмотрении проектов застройки территорий и строительства отдельных объектов Минстроем учитываются нормативные условия по инсоляции, качеству атмосферного воздуха и водных ресурсов, озеленению и др. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - М.: Институт международного права и экономики. Изд. "Триада, Лтд", 1997. - С. 357-358. Специфика отраслевых государственных органов заключатся в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и т. д. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природного ресурса. Так, для Роскомрыболовства имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов.

Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. Так, на территориях государственного лесного фонда порядок охраны и использования лесов регулируется нормативными актами Рослесхоза, которому предоставлено право контроля за исполнением экологических требований (согласование хозяйственных и иных мероприятий, применение административных санкций за нарушение экологических нормативов и др.). Аналогичными правами в части экологического контроля пользуется Роскомрыболовство в отношении рыбных ресурсов, Роскомзем - земельных ресурсов и т.д. Там же. - С. 358.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды"//Российская газета, 1999, 4 февраля. - С. 4. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного земельного комитета РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы РФ, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством РФ решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды.

1.2. Полномочия специальных органов государственного

контроля в сфере охраны животного мира

1.2.1. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 января 1999 года "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды" Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды"//Собрание законодательства РФ 1999. - № 3. - С. 350. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, а также выполняющим государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.