2. Нормирование уровня радиационного загрязнения окружающей среды
В Российском законодательстве имеются документы, определяющие обязанности и ответственность организаций по сохранности, защите окружающей среды. Такие акты, как Закон об охране окружающей природной среде, Закон о защите атмосферного воздуха, Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами играют определенную роль в сбережении экологических ценностей. Однако в целом эффективность природоохранных мероприятий в стране, мер по предотвращению случаев высокого или даже экстремально- высокого загрязнения окружающей среды оказывается очень низкой.
Все техногенные воздействия на окружающую среду можно разделить на незначимые, приемлемые и недопустимые.
В области незначимых воздействий все виды деятельности дозволены без ограничений. Это, если угодно, зона невмешательства в процессы, протекающие в окружающей среде. По-видимому, границей этой области могут быть санитарно- гигиенические нормативы по содержанию вредных веществ в воде, воздухе, пищевых продуктах. Считается, что эти нормативы соответствуют порогам каких-либо неприятных воздействий веществ на здоровье людей. Однако при этом не учитывается возможность накопления, сорбирования этих веществ в других компонентах экосистем. Поэтому кроме санитарно-гигиенических норм, дающих границу несущественности концентраций веществ с точки зрения защиты здоровья человека, должны быть установлены и экологические нормативы концентраций, разграничивающих значимые и незначимые области воздействий на экосистемы.
В области значимых концентраций, где ожидается, что интенсивность воздействий может превысить некоторый приемлемый уровень - должны приниматься меры защиты для ограничения последствий воздействий. В этой области Санитарная Инспекция и Контрольные органы Госкомприроды должна обладать властью для принуждения организаций-загрязнителей принимать необходимые меры к сокращению количества выбрасываемых загрязнителей. В области недопустимых воздействий, где вероятный вред, ущерб и другие последствия воздействий слишком велики, деятельность, гроз экологическими катастрофами, не должна допускаться или даже должна запрещаться. В случаях нарушения запрета виновников следует привлекать к строгой ответственности.
Для установления границ этой важной области должны быть известны величины критических воздействий, которые приводили бы к деградации, угнетению биологических процессов в элементах экосистем, выводили бы экосистемы из динамического равновесия с переходом в менее благоприятные состояния.
С другой стороны нужно знать и репарационные способности экосистем, возможности восстановления численности популяций, видового разнообразия за счет адаптивных и миграционных явлений.
Природные экосистемы обладают широким спектром физических, химических и биологических механизмов нейтрализации вредных и загрязняющих веществ. Однако при превышении значений критических поступлений таких веществ, возможно наступление деградационных явлений - ослабление выживаемости, снижение репродуктивных характеристик, уменьшение интенсивности роста, двигательной активности особей. В условиях живой природы, постоянной борьбы за ресурсы такая потеря жизнестойкости организмов грозит потерей ослабленной популяции, за которой может развиться цепь потерь других взаимодействующих популяций. Критические параметры поступления веществ в экосистемы принято определять с помощью понятия экологических емкостей. Экологическая или ассимиляционная емкость экосистемы А.М. Букринский, В.А. Сидоренко, Н.А. Штейнберг "Безопасность атомных станций и ее государственное регулирование", Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
- максимальная вместимость количества загрязняющих веществ, поступающих в экосистему за единицу времени, которое может быть разрушено, трансформировано и выведено из пределов экосистемы или депонировано за счет различных процессов без существенных нарушений динамического равновесия в экосистеме. Типичными процессами, определяющими интенсивность "перемалывания" вредных веществ, являются процессы переноса, микробиологического окисления и биоседиментации загрязняющих веществ. При определении экологической емкости экосистем должны учитываться как отдельные канцерогенные и мутагенные эффекты воздействий отдельных загрязнителей, так и их синергетические, т.е. усилительные эффекты из-за совместного, сочетанного действия.
Какой же диапазон концентраций вредных веществ надлежит контролировать? Приведем примеры предельно допустимых концентраций вредных веществ, которые будут служить ориентирами в анализе возможностей радиационного мониторинга окружающей среды.
В основном нормативном документе по радиационной безопасности - Нормах радиационной безопасности (НРБ-76/87) даны значения предельно-допустимых концентраций радиоактивных веществ в воде и воздухе для профессиональных работников и ограниченной части населения. Данные по некоторым важным, биологически активным радионуклидам приведены в Таблице 1.
Таблица 1 Значения допустимых концентраций для радионуклидов.
Нуклид,N
Период полураспада,Т1/2 лет
Выход при делении урана,%
Допустимая концентрация,Ku/л
Допустимая концентрация
в воздухе
в воздухе, Бк/м3
в воде, Бк/кг
Тритий-3(окись)
12,35
-
3*10-10
4*10-6
7,6*103
3*104
Углерод-14
5730
1,2*10-10
8,2*10-7
2,4*102
2,2*103
Железо-55
2,7
2,9*10-11
7,9*10-7
1,8*102
3,8*103
Кобальт-60
5,27
3*10-13
3,5*10-8
1,4*101
3,7*102
Криптон-85
10,3
0,293
3,5*102
Стронций-90
29,12
5,77
4*10-14
4*10-10
5,7
4,5*101
Иод-129
1,57*10+7
2,7*10-14
1,9*10-10
3,7
1,1*101
Иод-131
8,04 сут
3,1
1,5*10-13
1*10-9
1,8*101
5,7*101
Цезий-135
2,6*10+6
6,4
1,9*102
6,3*102
Свинец-210
22,3
2*10-15
7,7*10-11
1,5*10-1
1,8
Радий-226
1600
8,5*10-16
5,4*10-11
8,6*10-3
4,5
Уран-238
4,47*10+9
2,2*10-15
5,9*10-10
2,8*101
7,3*10-1
Плутоний-239
2,4*10+4
3*10-17
2,2*10-9
9,1*10-3
5
Реальные выбросы и сбросы радиоактивных веществ при нормальной эксплуатации АЭС обычно много ниже допустимых, так что нормы по концентрация радионуклидов в окружающей среде вблизи АЭС безусловно выполняются.
3. Радиационная обстановка в России. из доклада Г.Г. Онищенко, первого зам. министра здравоохранения РФ, главного санитарного врача России
Анализ поступающей информации показывает, что радиационная обстановка на территории России в целом не претерпела существенных изменений и была обусловлена техногенными, аварийными и естественными источниками ионизирующего излучения.
Структура коллективных доз облучения населения России складывается из следующих основных источников:
- природные источники ионизирующего излучения: радон и долгоживущие продукты распада радона - ДПР (вклад в коллективную дозу - 56%), космическое излучение 14% (всего 70%);
- медицинские источники ионизирующего излучения: рентгенодиагностика и радионуклидная диагностика (всего 29%);
- техногенные источники ионизирующего излучения (всего 1%).
Специфика радиационной обстановки на территории России обусловлена либо особенностями региона, либо загрязнением аварийного характера.
В ряде субъектов Российской Федерации особенности радиационной обстановки определялись радиоактивными загрязнениями, обусловленными Чернобыльской аварией (1986 г.), Восточно-Уральским следом, сбросами ПО “Маяк”. Основными дозообразующими радионуклидами в настоящее время являются стронций-90 (90Sr) и цезий-137 (137Cs).
В структуре коллективной дозы населения Брянской области, наиболее загрязненной после аварии на ЧАЭС, ведущее место занимают естественные источники (51%), вклад в дозу аварийных загрязнений в 1998 г. составил 10,77%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5