Рефераты. Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение гос-венной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы исходя из принципа их общегос-венного значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны гос-венных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов гос-венной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных гос-венных природных заповедников, национальных природных парков, гос-венных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегос-венное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов гос-венной власти РФ и органов гос-венной власти республик в составе РФ краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Каким законодательством регулируется разграничение гос-венной собственности на землю?

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении гос-венной собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регулирование отношений в области разграничения гос-венной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией РФ настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на земельные участки у РФ ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента гос-венной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для такой регистрации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением гос-венной собственности на землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на которые у РФ возникает право собственности, является включение таких земельных участков в состав:

- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу гос-венной власти РФ его территориальному органу, а также гос-венному унитарному предприятию, гос-венному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами гос-венной власти РФ на этих находящихся в гос-венной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ под поверхностью этих земельные участков находятся участки недр федерального значения;

- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Настоящим Законом определены также основания внесения земельных участков в перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов РФ и муниципальных образований (ст.4 и 5 Закона).

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции РФ (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит также соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст.1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории РФ включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются гос-венной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной гос-венной собственности, собственности субъектов РФ муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся гос-венной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом РФ водные объекты являются гос-венной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса РФ 1997 года. Статьей 30 Кодекса установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства РФ о растительном мире. Частная собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и предусматривает защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану гос-ва и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, гос-венной, муниципальной и иных форм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии гос-венной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов служит наличие перечня оснований прекращения их прав.

Так, согласно земельному законодательству к таковым относятся:

- добровольный отказ от земельного участка или части его;

- прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;

- использование земли не по целевому назначению;

- систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

- неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства;

- изъятие (выкуп) земель для гос-венных, общественных и иных нужд;

- нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, установленного по кадастровой оценке земель;

- изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.