Рефераты. Экологический мониторинг РФ

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице 1.

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. В Приложении 1 приведены сведения об источниках и характерных факторах возможных воздействий.

Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.

5. Государственный экологический мониторинг

Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности

ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК.

В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф "Для служебного пользования", затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа "Ежегодных данных..." в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Табл. 2).

Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.

КЭ

ГМ

СЭ

ПР

Зем

Лес

Сель

Стр.

Стат

Состояние /загрязнение

Воздух

w

w

W

 

 

 

Вода

w

w

W

W

W

w

 

Почвы

w

w

W

V

w

W

 

 

Растительность

w

w

W

W

 

 

Животный мир

w

w

W

 

 

Использование

Вода

w

W

 

w

w

Земли

V

w

W

w

w

Минералы

W

 

 

w

Растительность

v

W

W

w

w

Животный мир

v

W

 

w

Выбросы/отходы

Возд. выбросы

w

W

W

 

w

w

Сбросы сточ. вод

w

W

W

 

w

w

Твердые отходы

w

W

 

w

w

Опасные отходы

w

W

V

 

 

w

Радиоакт. отходы

w

W

W

V

 

 

w

Защита и восстановление

Воздух

w

W

 

 

w

Вода

w

W

W

 

 

w

v

Почвы

w

W

w

 

w

w

Минералы

W

 

 

 

Растительность

w

W

 

w

w

W - существенный объём информации, v - ограниченная информация, отдельные вопросы

Сокращения: КЭ -- Государственный комитет РФ по экологии; ГМ -- Росгидромет, СЭ -- Госсанэпиднадзор, ПР -- Министерство природных ресурсов РФ, Зем -- Роскомзем, Лес -- Рослесхоз, Сель -- Минсельхозпрод, Стр -- Госстрой, Стат -- Госкомстат.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.