23
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
Курсовая работа
Содержание
Введение.
§1. Понятие и виды экологических прав человека.
§2. Правовое регулирование экологических прав человека по россий-скому законодательству.
§3. Защита экологических прав граждан в судебном и администра-тивном порядке.
§4. Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан.
Заключение.
Литература.
Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены ? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.
Целью настоящей курсовой работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.
Данная цель достигается решением следующих частных задач исследования:
систематизация понятийного аппарата и группирование экологи-ческих прав человека по видам;
раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
§1. Понятие и виды экологических прав человека
Под экологическими правами человека понимаются признан-ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе-чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997. - С. 227.
.
По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фунда-ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти-туцией, а также международно-правовыми документами по пра-вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна-родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи-ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу-ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело-века таких прав. Они являются правами субъективными и естест-венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож-дения.
К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно-видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст-ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра-диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.
Выделение в предлагаемой классификации категории “иные экологических прав” вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен-ному обеспечению и защите.
Наряду с представленной выше классификацией, экологичес-кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти-туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя-ются гражданские (личные) права; политические права; культур-ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри-дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997. - С. 246.
Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).
Политические права граждан выражают возможности индиви-да на участие в осуществлении государственной власти (посредст-вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен-ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша-ющих экологические права граждан).
Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо-гической культуры человека.
Социальные и экономические права призваны обеспечить чело-веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха-рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю-щей среды, право на экологическое образование.
С учетом важности экологических интересов для человека, об-щества и государства, уровня развития экологических прав чело-века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз-новидности прав.
§2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому законодательству.
Признание и регулирование экологических прав граж-дан -- одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42),
К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро-ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти-туционные права -- свободно искать, получать, передавать, произ-водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби-раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове-ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об-ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо-го на благоприятную окружающую среду -- одно из фундаменталь-ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под-держанием нормальных экологических, экономических и эстети-ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за-крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
Федеральный Закон “Об охране окружающей среды” не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри-ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус-мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе-чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
з) осуществлять другие предусмотренные законом права Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». - Ст.11..
Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю-щей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга-низм человека настоящего и будущих поколений;
на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас-совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева-ний;
Страницы: 1, 2