Рефераты. Девственные леса Коми

Девственные леса Коми

27

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования «ВлГУ».

Реферат на тему: «Девственные леса Коми».

Выполнил: студентка гр. Б-105

Небосова А.П.

Проверил: Скворцов Александр

Игнатьевич

Владимир 2005 год.

План.

1. Введение.

2. Печоро-Илычский государственный природный биосферный

Заповедник

Ё Общие сведения и история создания заповедника

Ё Физико-географическое описание заповедника

Ё Флора и фауна заповедника.

Ё Состояние экосистем заповедника

Ё Научная деятельность.

3. Природа и культура национального парка "Югыд Ва".

Ё Общие сведения

Ё Физико-географические условия

Ё Флора и фауна парка

Ё Научные исследования

Ё Туризм

4. Заключение.

5. Литература.

Введение.

Девственные леса Коми - первый российский природный объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этой номинацией была открыта новая страница в деле охраны окружающей среды в России.

Территория состоит из двух охраняемых участков (Печоро-Илычский заповедник и национальный парк "Югыд Ва"), вместе составляющих самый крупный из оставшихся в Европе массивов первичных лесов, облик которых почти не изменен воздействием человека.

Девственные леса Коми - настоящая таежная сокровищница. Здесь насчитывается более 40 видов млекопитающих (в том числе бурый медведь, соболь, лось), 204 вида птиц (в том числе занесенные в Красную книгу России орлан-белохвост и скопа), 16 видов рыб, наиболее ценными из которых считаются ледниковые реликты - голец палия и сибирский хариус.

Территория вытянута более чем на 300 км по меридиану вдоль западного склона Приполярного и Северного Урала. Эта горная система оказывает существенное влияние на климат. На восточных склонах типично сибирская флора резко сменяет европейские виды и формы растений, характерные для влажных западных склонов Урала. Природные комплексы местами образуют сложную мозаику: по узким долинам рек таежная растительность поднимается высоко в горы.

Основным породам в лесу - ели и пихте - сопутствует сибирский кедр (кедровая сосна), находящийся здесь на северо-западном пределе своего распространения. Средняя и северная тайга сменяются лесотундрой. Большие площади занимают горная тундра и почти лишенные растительности каменные развалы. Здесь берет начало и принимает кристально чистые притоки Печора.

Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Печоро-Илычский заповедник организован в 1930 г. Район для создания заповедника был выбран не случайно. Здесь находятся истоки рек, принадлежащих четырем бассейнам -- Печоры, Волги, Северной Двины и Оби. Здесь проходит граница крупнейших природных районов -- подзон средней и северной тайги. Здесь сосуществуют европейские и азиатские виды, происходит наложение их ареалов. В верховьях Печоры обнаружена одна из самых северных на земном шаре стоянок человека верхнего палеолита и древнее святилище манси. На сглаженных хребтах Урала -- уникальные природные 1 образования Мань-пупуньёр и Торре-порре-из. Однако самое главное -- это почти не нарушенная человеком природа, которая осталась такой: и до нашего времени.

Первые заповедники, организованные более полувека назад, имели задачи и исторического плана, При научных отделах заповедников были созданы так называемые естественноисторические станции, которые должны были собирать и хранить сведения и материалы по истории края, где расположен заповедник. И не только собирать и хранить, но и нести культуру в массы. Ведь заповедники создавались в таких местах, которые и по теперешним-то меркам считаются «медвежьими углами».

История освоения района заповедника вкратце такова.

В прошлом основными его жителями были манси (вогулы), коми (этническая группа печераса, зыряне), ханты (остяки), впоследствии здесь поселились и русские.

В первых летописях X и XI вв. упоминаются народности, жившие на Северном Урале, -- «...Чюдь, Меря, Весь, Печера...». Историю заселения и освоения обширного района, прилегающего к Северному Уралу и Верхнему Припечорью, очень хорошо охарактеризовал В. И. Канивец (1964) в своей книге «Канинская пещера». Он, в частности, пишет: «После XVI века имя «печера» исчезло со страниц исторических документов, хотя память об этом народе сохранилась в названии реки и края, в котором он жил. Очевидно, печера растворилась в «пермском» (коми-зырянском) населении...»

В XVI и XVII вв. верхнепечорские вогулы (манси) упоминаются в летописях главным образом как народ, который платил дань Московскому княжеству. Со стороны камской, из Чердыни, проникали русские люди. К XVIII--XIX вв. вся территория верхнего Припечорья была заселена русскими людьми.

В конце прошлого и до 20-х годов нынешнего столетия верхнее Припечорье входило в состав Вологодской губернии. И сейчас заметна широкая просека на территории заповедника, которая была губернской границей. Там, где просека пересекает р. Большой Шежим, стоит избушка с неожиданным для этих мест названием -- «Вологодская».

Вообще многие названия рек, гор, урочищ хранят память о тех, кто тут жил. Например, манси, постепенно выселившиеся за Уральский хребет, оставили после себя названия невысокого хребта (Майские Болваны), урочища (Майские Луки), речки (Майская Волосница).

В северной части заповедника есть просека под названием «Сибиряковский тракт». В конце прошло го и начале нашего века иркутский промышленник А. М. Сибиряков, именем которого назван один из первых ледоколов арктического флота, был, одержим идеей проложить дорогу через Уральские горы в северной их части и тем самым соединить торговым северным путем Сибирь и Европу. Он осуществил это в 1886 г., проложив дорогу с р. Щугора, правого притока Печоры, на Ляпин -- реку азиатской стороны Урала.

По инициативе и на средства А. М. Сибирякова была начата прокладка дороги через Урал в районе р. Илыч. Было прорублено около полусотни верст. Дорога эта заметна и сейчас и поддерживается заповедником как противопожарная трасса.

Одной из первых длительных экспедиций в район Северного Урала была экспедиция Э. Гофмана в 1847--1850 гг. Он детально описал этот край в книге «Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой» (1856). И хотя по этой книге академик Ф. И. Рупрехт дал первое описание флоры этого района, почти до конца XIX в. северное Приуралье оставалось неизученным. В 1907 г. по рекам Илыч и Палью работал Р. Поле.

В 1928 г. по предложению А. П. Чирковой Всероссийское общество охраны природы приняло решение направить экспедицию для обследования этого района с целью организации там заповедника, и в 1929 г. на средства Главнауки Наркомпроса РСФСР и при содействии Коми облисполкома такая экспедиция была организована. Под руководством Ф. Ф. Шйллингера она обследовала часть территории в бассейне р. Илыч (в фондах заповедника хранится уникальный кинофильм об этой экспедиции).

4 мая 1930 г. был организован Печорский заповедник. Первоначально площадь заповедника составляла 1 135 тыс. га. Он занимал все междуречье Печоры и ее правого притока Илыча. Эти две реки были границами заповедника с запада и юга. С севера граница была установлена по левому притоку Илыча, р. Кожимю, а на востоке она совпадала с административной границей между автономной областью Коми и Уральской областью (ныне Коми АССР и Тюменская область).

Границы были утверждены 30 июля 1931 г. Эта дата иногда необоснованно принимается за дату организации заповедника.

Управление заповедника сначала находилось в селе Усть-Илыч, при слиянии Илыча и Печоры. Усадьбу начали строить даже не в самом селе, расположенном на правом берегу Илыча, а на стрелке, на берегах сразу двух рек -- и Печору, и Илыч можно было видеть из окон одного дома. Однако, несмотря на всю живописность места будущей усадьбы, жизнь там была чрезвычайно сложна.

В книге «Урал Северный, Средний, Южный» Ф. П. Доброхотов (1917) писал: «Отсутствие путей сообщения -- это настоящее проклятие Печорского края. Чтобы попасть сюда, например, из Москвы, нужно сделать 3856 верст, причем ехать придется до Архангельска по железной дороге, дальше на пароходе до Куй, отсюда на речном пароходе по Печоре, а внутри края -- на лодке, верхом, на телеге, пешком... Чтобы проехать на Ухту или Цыльму, не говоря уже об отдаленной Усе, нужно предпринять такую же экспедицию, как в центр Африки во времена Ливингстона». Не лучше было положение и в первые годы деятельности заповедника. Снабжение, связь и всякое передвижение к центрам шли не через районный центр Троицко-Печорск, как сейчас, а с юга -- через Пермь, Чердынь и дальше на север по старинному тракту, вдоль р. Колвы через деревни Кидус, Корепино, Петрецо-во на Якшу, расположенную на берегу Печоры. В этом селе, старинном торговом центре, была пристань, и весь берег был застроен купеческими амбарами. Кроме грунтовой дороги существовал еще путь по р. Березовке, из Березовки в Вогулку до ее верховий, а там перевалка на речку Волосницу, впадающую в Печору в 50 км выше Якши.

Было естественным переселить управление заповедника в этот поселок, хотя бы потому, что административно он принадлежал Чердынскому району Пермской области. В 1935 г. управление Печоро-Илычского заповедника переехало в Якшу, где находится и по сей день.

Однако с транспортом все равно было плохо. Заповедник был настолько обширным (более 800 км в периметре), что сейчас даже трудно себе представить, как все-таки передвигались по нему люди. И не просто передвигались, а завозили на кордоны продукты, стройматериалы. Тогда не было радиостанций, не было лодочных моторов, не было вертолетов. Почта, приказы по заповеднику, заработная плата -- все это передавалось с нарочными, или, как это называли, эстафетой. По Илычу или Печоре в небольшой лодке, толкаясь шестами, двигались, развозя письма и газеты, зарплату и распоряжения директора, собирая дневники у наблюдателей. От деревни к деревне, от Волосницы до Курьи, от Антона до Еремея.

Это летом. Зимой все было так же, только эстафета была где санной, а ближе к горам и лыжной. Северный зимний день короток, а снега глубоки, поэтому приходилось прихватывать и ночное время и идти при свете луны или полярного сияния. Правда, лыжню по границам старались поддерживать.

Сейчас, чтобы облететь заповедник на самолете Ан-2, который наиболее часто используется заповедником, надо не менее четырех часов. На лодке с мощным мотором, чтобы даже в большую воду пробиться в верховья Печоры из Якши, надо не менее двух дней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.