Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах.
Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляемыми государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совершенствования технологических процессов.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе [подробнее о ПДК упоминалось в п. 2.4.] и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходи-мых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдель-ных районов.
В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются норма-тивы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ, утверждаемые органами Комитета по гидрометеоро-логии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспорт-ных и иных передвижных средств и установок. При этом должно вы-полняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом пер-спективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентра-цию, превышающую их предельно допустимую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира. При уста-новлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, фи-зико-географические и климатические условия местности, располо-жение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т.д. Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физичес-ких воздействий на нее».
В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматрива-ются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ).
В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение норма-тивов ПДВ, предприятия имеющие стационарные источники загряз-нения, должны разработать, согласовать с местной администрацией и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.
Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками за-грязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемо-го на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ.
Выброс загрязняющих веществ стационарным источником за-грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ и за-ключения указанных органов. В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосфер-ного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреж-дениями и организациями, деятельность которых связана с выброса-ми загрязняющих веществ в атмосферу. В случае их нарушения при возникновении угрозы населению выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органов Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружаю-щей среды РФ или санитарного надзора Минздрава РФ. Особый по-рядок выбросов установлен при аварийных ситуациях и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.
При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере-движных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабаты-ваться и осуществляться мероприятия по предотвращению и сокра-щению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допускаются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.
Руководят работами по нормированию ПДВ по городу, району, промышленной зоне местная администрация, ее исполнительные комитеты совместно с органами Госгидромета РФ и с участием соот-ветствующих министерств и ведомств.
Охрана атмосферного, воздуха от вредных воздействий должна осуществляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на состояние атмосферно-го воздуха, при размещении и развитии городов и других населен-ных пунктов, внедрении открытий, изобретений, новых технических систем.
Для планирования и осуществления мероприятий по охране ат-мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздейст-вий, контроля и прогноза состояния и изменениям атмосферы про-изводится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее (ст. 22 Закона).
Государственный учет осуществляется за счет государства по единой для Российской Федерации системе соответствующими ор-ганами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организа-циями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12 августа 1982 г.).
Для охраны атмосферного воздуха необходим целый комплекс мер по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, пе-ревод железнодорожного транспорта на электронику и т.д Постановление Правительства РФ от 24.05.95 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»// Российская газета. 1995. 6 июня..
Очистные установки, задерживающие примеси промышленных выбросов, различны: это пылеуловители, электрические и механиче-ские фильтры, конденсирующие и ультразвуковые установки. Должны широко применяться химические нейтрализаторы, газоот-сосы, влажные и электрические фильтры и т.д. Эти методы и средст-ва должны постоянно совершенствоваться. Хотя стоят они весьма дорого, однако затраты в данном случае оправдывают цель. Необхо-дим также самый тщательный и постоянный контроль за работаю-щими атомными станциями.
В 1982 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного возду-ха. Задачей Закона является регулирование общественных отноше-ний в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, био-логических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные по-следствия для населения, растительного и животного мира.
В законе установлены основания для ответственности за наруше-ния законодательства об охране атмосферного воздуха. За эти нару-шения предусмотрена административная, и уголовная ответствен-ность. Предусмотрена и материальная ответственность для должностных лиц и других работников в случае возмещения причи-ненного вреда.
При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере-движных установок должны разрабатываться и осуществляться ме-роприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняю-щих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ.
Охрана атмосферного воздуха от вредных воздействий долж-на осуществляться при размещении, проектировании, строительст-ве и вводе в эксплуатацию новых предприятий, внедрении но-вых технологий и др. Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд должно осуществляться в минимальных количествах.
Для осуществления и планирования мероприятий по охране ат-мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздейст-вий и других целей производится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и др.
Государственный учет осуществляется за счет государства, по единой для Российской Федерации системе, соответствующими ор-ганами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организа-циями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12 августа 1982 г.).
4.2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химичес-ким, физическим, биологическим показателям, которое предшеству-ет и неотделимо от контроля за атмосферой, осуществляется общего-сударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды (ОГОНК). Основными задачами этой службы являются: изучение распространения загрязняющих ве-ществ во времени и пространстве, определение эффективности средств защиты атмосферного воздуха, сбор систематической и экс-тренной информации об охране загрязнения воздушного бассейна, прогнозы о возможном изменении этого уровня под воздействием естественных и антропогенных причин, снабжение компетентных и заинтересованных органов и организаций материалами для состав-ления годовых и перспективных планов охраны атмосферного воз-духа и разработка рекомендаций по надлежащей охране и защите воздушного бассейна от загрязнения в интересах сохранения здоро-вья людей и обеспечения решений, народнохозяйственных задач. В случае возникновения угрозы здоровью людей органы ОГОНК обязаны немедленно сообщить об этом Правительству РФ, а также правительствам республик, входящих в состав РФ, исполнительным органам других субъектов РФ, местной администрации, заинтересо-ванным предприятиям, учреждениям и организациям для принятия неотложных мер.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреж-дениями и организациями, а также гражданами мероприятий по ох- ране атмосферного воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране ат-мосферного воздуха.
Осуществляется он соответствующими органами исполнитель-ной власти - в части соблюдения правил и норм по охране атмосфер-ного воздуха регулирования использования воздушного бассейна го-родов и промышленных центров;
санитарно-эпидемиологической службой РФ - в части соблюде-ны санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, включая охрану его от вредных физических воздействий, отрицательно влияющих на здоровье людей;
Государственной инспекцией по контролю за работой газоочист-ных, пылеулавливающих установок Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федера-ции - в части оснащенности предприятий, учреждений и организа-ций сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки вы-бросов загрязняющих веществ в атмосферу и соблюдения правил эксплуатации этих сооружений, оборудования и аппаратуры;
Государственной автомобильной инспекцией МВД Российской Федерации - в части соблюдения нормативов предельно допусти-мых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также уровней шума, установленных для автомототранспортных средств. Функции по охране атмосферного воздуха в системе МВД России осуществляется: участковыми инспекторами, патрульно-постовой службой, инспекторами ГИБДД МВД РФ, экологической милицией и подразделениями вневедомственной охраны Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. - М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. - С.52.
.
Законом РСФСР об охране окружающей природной среды (ст. 53) предусмотрена охрана окружающей природной среды от шу-ма, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздей-ствий, и органы местного самоуправления, предприятия, учрежде-ния, организации, граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия маг-нитных полей и других вредных физических воздействий на окру-жающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.
Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природ-ную среду производственного и транспортного шума, вибрации, маг-нитных нолей и иных вредных физических воздействий.
Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостанов-ление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, ино-го оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источ-ников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаружен-ных недостатков.
Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, проводимых указанными органами, осуще-ствляется Комитетом по гидрометеорологии и мониторингу окружа-ющей среды Российской Федерации.
4.3. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
Большое число статей, связанных с охраной атмосферного воздуха, имеется в КоАП РСФСР.
Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предус-мотренные в Законе. В соответствии с действующим законодатель-ством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагае-мому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений:
нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или вре-менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физичес-ких воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих ве-ществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на ат-мосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда получение такого разре-шения необходимо в соответствии с законодательством (ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП РСФСР); ввод в экс-плуатацию новых и реконструированных предприятий и других объ-ектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у кото-рых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 80 КоАП РСФСР);
нарушение правил складирования промышленных и бытовых от-ходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов (ст. 82 КоАП РСФСР); нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосфер-ного воздуха (ст. 83 КоАП РСФСР);
эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств, установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, также уровень шума, производимого ими при работе, пре-вышают установленные нормативы (ст. 81 КоАП РСФСР);
невыполнение предписаний органов, осуществляющих государ-ственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха (ст. 84 КоАП РСФСР).
Административная ответственность наступает в случае, когда со-вершенные правонарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания налагаются административными ко-миссиями при органах местного самоуправления, а также, в опреде-ленных случаях, по решению главных врачей санитарно-эпидемио-логической службы Минздрава Российской Федерации.
Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы») и соответствующими статьями уго-ловных кодексов республик. Данные статьи предусматривают ответ-ственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей от-ходами промышленного производства в виде штрафа от 100 до 200 МРОТ или исправительными работами на срок до года; те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, а в случае гибели человека - до 5 лет. К указанному составу преступления относятся разъяснения Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы». В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны производствен-ных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при наличии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.
По ст. 336 УК РФ «Экоцид»: «… отравление атмосферы…, вызвавшее экологическую катастрофу, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет».
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны воз-местить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых зако-нодательством.
5. Заключение
В заключение хотелось бы еще раз напомнить о том, что от воздуха зависит все, что живет на поверхности Земли. В ненарушенной природной среде удерживается четкое равновесие между количеством углекислого газа, выдыхаемого живыми существами и выделяемого при разложении растений, и количеством углекислого газа, потребляемого в процессе фотосинтеза. Первоочередная задача каждого человека, не нарушать это равновесие, первоочередная задача государства - предпринять меры по охране источника жизни (каким по праву может считаться воздух).
Использованная литература:
Бринчук М.М. Экологическое право: Право окружающей среды: Учебное пособие. - М., 1999.
Бринчук М.М., Каверин А.М., Колбасов О.С. Законодательство об охране атмосферного воздуха. М., 1981г.
Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М., 2000г.
Болбас М.М. Основы промышленной экологии. Москва : Высшая школа , 1993.
Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург : Гидрометеоиздат 1991.
Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. - М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. - 118с.
Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Новый Юрист, 1998. - 668с.
Кузнецова Н.В. Экологическое право: Схемы, комментарии/ Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998. - 144с.
Кузьмин С.В., Аршаница Н.М. Расследование преступных загрязнений атмосферного воздуха и водных объектов: Учебное пособие. - СПБ: ВШ МВД России, 1994.
Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985. - 248с. Т.3.
Список использованных нормативно-правовых актов:
Уголовный кодекс РФ от 13.06.96г. №63-ФЗ. Собрание законодательства РФ№ 25, ст. 2954.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.- М., 1998.
Об охране атмосферного воздуха. - Закон РФ// «РГ», 1999. 4 мая.
Об охране окружающей природной среды. - Закон РСФСР от 19.12.91. №2060-1. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ №10, 1992.
Постановление Правительства РФ от 24.05.95 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».
Страницы: 1, 2, 3