Положение на планете с лесами нагляднее всего показывает, как человек разрушает столь нужную для жизни тонкую пленку биосферы, покрывающую планету. Между 1991 и 1995 годами было сведено 11,3 миллиона гектаров леса - площадь, равная территории Болгарии. Темпы выдолки не только не уменьшается, но в некоторых странах даже растут. В Юго-Восточной Азии и Южной Америке за прошедшее десятилетие 30% площади лесов стали зонами губительной эксплуатации.
Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистеме драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие: эмиграция из-за разрушения природных условий обитания. Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 миллионов. 173 миллиона человек живет под угрозой покинуть насиженные места. Примером может служить анализ, проведенный американским социологом Норманном Мейером. Примерно с середины пятидесятых годов и до наших дней Мексика увеличила продуктивность своего сельского хозяйства в 4 раза. В деревнях получился избыток населения. Люди устремились в города. Но и там многие не находят работу. Мексиканцы все настойчивее стремятся эмигрировать в Соединенные Штаты, где есть работа для неквалифицированного люда. Однако количество рабочих мест тоже ограничено. В результате 100 тысяч человек получают визы, а 1 миллион мексиканцев проникают в соседнюю страну нелегально.
По данным ООН, на Земле сейчас живут 5,85 миллиарда человек - несколько меньше, чем прогнозировали ученые на эти годы. По вычислениям, проведенным в ООН, предполагалось, что ежегодный прирост населения планеты в 1990 - 1995 годах будет равен 1,57 %. На самом же деле он составил 1,48 % , таким образом, ежегодно, прибавлялось по 81 миллиону человек. В предыдущее пятилетие - в период с 1985 по 1990 - население Земли ежегодно увеличивалось на 87 миллионов. Такое замедление роста, возможно, объясняется возросшим употреблением противозачаточных средств в развивающихся странах. Причиной понижения прироста населения были, конечно, и многие войны, происходившие в эти годы - в Руанде, Либерии, Бурунди, Ираке. Распространение СПИДа тоже резко увеличило смертность.
Самая населенная страна в нынешнем мире - Китай. Он имеет 1,24 миллиарда жителей. За ним следует Индия - 960 миллионов, потом США - 271 миллионов. В среднем по миру, как показывает статистика, приходится 2,96 ребенка на каждую женщину. Во многих европейских странах эта цифра гораздо ниже: в Италии - 1,19 ребенка на одну женщину, в Испании - 1,22, в Германии - 1,30.
Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 миллиардов человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее - 9,4 миллиарда человек Источник Интернет сайт: Обзор реализации внедрения новых проектов, www.kazkaspian.kz, 2009
.
Находящийся под Веной Международный институт прикладного анализа сделал свои расчеты до 2080 года. Они проработали три варианта. Первый - максимальный - видит Землю переполненной: 23 миллиарда человек. Второй - идеальный: по нему число жителей Земли ограничивается всего 4 миллиардами. Третий вариант - наиболее вероятный - 10,6 миллиарда жителей в 2080 году.
Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажем разум, и случиться так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту - 12 миллиардов, тогда все экосистемы будут разрушены, от трех до пяти миллиардов человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды (рисунок 5).
Человек с давних времен оказывает влияние на окружающую среду. В результате этого разносторонняя многовековая деятельность человека наложила глубокие следы на современный почвенный и растительный покров, воздушную и питьевую (водную) среду, животный мир. Человек истощает невозобновимые природные ресурсы и ставит под угрозу продукцию тех элементов, которые можно было бы возобновить. Он меняет среду природы, от которой зависит его физическое и умственное существование, как биологического и социального феномена. Загрязнение окружающей среды приобретает все более острый, тревожный характер.
Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам РК привело в 70-90 гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории РК. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 года на Семипалатинском полигоне привели в заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике еще имелось 5 полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в РК повышается так же в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для РК представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тысяч тонн отходов, загрязненных ураном, торием, причем хранилища отходов находятся в городской черте Усть-Каменогорска. В РК имеются всего 3 могильника для ядерных отходов и все они располагаются в водоносном слое. Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что один из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30.08.1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне Источник: Статистический Ежегодник Казахстана, http://www.stat.kz/RU/Pages/default.aspx, 2006.
Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду сведения о чистоте атмосферного воздуха, качестве питьевой воды и состояния водных объектов, загрязнение почв, характеристиках электромагнитного поля в районе проживания и других местах, где проводиться достаточно много времени, а так же о качестве продуктов питания и других показателях, входящих в антропоцентрическое понятие «окружающая среда» [10].
В настоящее время на территории РК функционирует 4 военно-испытаельных полигона и комплекс Байконур. Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население. Поскольку в решении ряда задач космическим средствам нет альтернативы, то снижение воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение экологической безопасности ракетно-космических комплексов приобретает все большую актуальность. Серьезную реальную угрозу экологической безопасности РК представляет радиоактивное загрязнение, источники которого подразделяются на 4 основные группы:
* Отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабатывающей промышленности (урановых рудников, самоизливающиеся скважины, хвостохранилища);
* Демонтированное оборудование технологических линий;
* Территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия;
* Отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудования; отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов, и радиоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излучения).
В РК имеются 6 крупных ураноносных провинций, множество мелких месторождений и рудопроявлений урана, которые обуславливают повышенный уровень естественной радиоактивности, отходы, накопленные на уранодобывающих предприятиях, и в местах проведения ядерных взрывов.
На 30% территории РК существует потенциальная возможность повышенного выделения природного радиоактивного газа - радона, который представляет реальную угрозу для здоровья человека. Опасным является использование для питьевых и хозяйственных нужд воды, зараженной радионуклидами Источник Интернет сайт: Грида, состояние окружающей среды, 2000 http://enrin.grida.no/htmls/kazahst/soe2/, 2009.
Комплексное решение проблемы должно включать создание специализированной организации по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Борьба с радиоактивным загрязнением среды может носить лишь предупредительных характер, поскольку не существует никаких способов биологического разложения и других механизмов, позволяющих нейтрализовать этот вид заражения природной среды. Наибольшую опасность представляют радиоактивные вещества с периодом полураспада от нескольких недель до нескольких лет: этого времени достаточно для проникновения в организм растений и животных таких веществ.
3.2 Регулирование природопользования в условиях индустриального развития Казахстана
Государственное регулирование природопользования должно осуществляться за счет привлечения частных инвестиций в экономику Казахстана с целью обеспечения необходимых условий для реализации программы его индустриального развития. Как известно, акценты новой программы прежде всего сфокусированы на достижении устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, что способствовало бы ее отходу от сырьевой направленности и создало условия для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. В этой связи важнейшими требованиями, предъявляемыми сегодня к государственному регулированию природопользования, являются предсказуемость и прозрачность политики государственных органов, а также установление разумных и понятных правил осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку лозунг “Природу надо беречь!” имеет у нас в стране неограниченный запас для так называемого «ужесточения» правил регулирования недропользования и природопользования, порой без учета экономических интересов, как государства, так и бизнеса Бакланов П.Я., Бровко П.Ф., Воробьева Т.Ф. и др., Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления. Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.
В Казахстане создана Межведомственная комиссия по вопросам стабилизации качества окружающей среды (Постановление Правительства РК от 1 августа 2003 года, № 776), состав которой свидетельствует о том, что все аспекты деятельности предприятий и интересы государства будут учтены. Под руководством премьер-министра РК также организована специальная рабочая группа, в задачи которой входит создание правовых условий для осуществления местными предпринимателями инвестиций в добывающие отрасли экономики (распоряжение премьер-министра РК от 30 июля 2003 года, № 158-р).
Другим примером совместного решения вопросов по созданию эффективной системы государственного регулирования, в том числе в области охраны окружающей среды, является координация вопросов упорядочения лицензирования в целях снижения количества административных барьеров для успешного предпринимательства (совещание у первого заместителя премьер-министра РК А.С. Павлова от 14 мая 2003 года).
Тем не менее, и отечественные, и иностранные инвесторы сегодня сталкиваются с громоздкой разрешительной системой. Так, для открытия бизнеса им требуются 18 согласований в государственных ведомствах, при этом требования к документам для подачи в каждое из них четко не определены и отличаются форматом.
Следует также отметить, что в ближайшее время предполагается введение лицензирования на проектирование и нормирование в области охраны окружающей среды, а также лицензирования на экологически опасные виды деятельности. Хотя у недропользователей уже имеются, выданные Министерством энергетики и минеральных ресурсов (МЭиМР) некоторые виды лицензий на осуществление опасных видов деятельности, таких, как эксплуатация горных производств, производство и реализация взрывчатых веществ, перевозка опасных грузов всеми видами транспорта, эксплуатация сосудов и тдолопроводов, работающих под давлением и другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15