Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
Заявление на открытие счета установленного образца;
копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
Карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списание с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.
Ежедневно, установленные по соглашению с организацией, банк выдает выписки из расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывается начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетном счете, учитывают на активном синтетическом счете 1040 «Расчетный счет». В Дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит-уменьшение денежных средств.
Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов: объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение.
Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:
Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов;
Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Основные формы безналичных расчетов:
Платежными поручениями;
Платежными требованиями-поручениями;
Аккредитивами;
Чеками;
В иных формах.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать все необходимые реквизиты.
Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
Платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.
Учет денежных эквивалентов: иностранной валюты осуществляется путем ведения расчетного счета и кассы в иностранной валюте.
Особенности учета денежных средств на валютных счетах.
Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля определены в Законе “О валютном регулировании и контроле” от 13.06.2005г.№57-3. В законе определены основные понятия “валюта” и “валютные ценности”, ”валютные операции” и их виды, “уполномоченные банков” и “субъекты”, которые осуществляют валютные операции (“резиденты” и “нерезиденты”), валютное законодательство РК, основные принципы осуществления валютных операций, валютное регулирование, операции движения капитала и открытие счетов.
О всех совершенных операциях банк сообщает организации в выписке в двух валютах: в иностранной и в тенговом эквиваленте. Тенговый эквивалент- это пересчитанная в тенге сумма иностранной валюты по курсу Национального банка РК на день совершения операции.
Порядок открытия валютного счета в банке аналогичен порядку открытия расчетного счета.
Учет валютных средств, находящихся в банках, ведут на синтетическом счете 1050 «Денежные средства на текущих банковских счетах в валюте», к которому открывают субсчета: 1 «Валютные счета внутри страны», 2 «Валютные счета за рубежом», 3 «Транзитные валютные счета», «Специальный транзитный валютный счет» и др.
За обязательную продажу организация уплачивает банку комиссию, включая также вознаграждение межбанковской валютной бирже.
Разница между курсом покупки и курсом Нацбанка РК списывается в случае превышения курса покупки над курсом банка в дебет счета 6250. Если же курс банка оказался выше курса покупки, то разницу следует отнести на кредит счета 7430.
Для учета операций в иностранной валюте в организациях создается специальная касса. С кассиром по валюте заключают договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Кассам устанавливаются лимиты в иностранной валюте. Они должны быть обеспечены всеми инструкциями, контрольными и справочными материалами (справочниками по иностранной валюте, образцами дорожных чеков и еврочеков и т.п.). Кассиры обязаны строго соблюдать правила совершения операций по приему и выдаче валюты из кассы.
В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнений в ее подлинности платежеспособности.
При инвентаризации кассы были обнаружены излишки в размере 150 тенге, в этом случае выписывается приходный кассовый ордер и они приходуются на результат деятельности субъекта, что оформляется следующей записью:
№
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма
1.
При инвентаризации кассы обнаружены излишки
1010 «Денежные
средства в кассе в тенге»
6280 «Прочие доходы»
150
Если при инвентаризации кассы была обнаружена недостача 5 000 тенге, в этом случае производят следующие операции:
Выписан расходный кассовый ордер на сумму выявленной недостачи
1281 «Недостачи, потери от порчи ценностей»
1010 «Денежные средства в кассе в тенге»
5000 тг
2.
Недостача поставлена в начет кассиру
1252 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
1281
«Недостачи, потери от порчи ценностей»
3.
Погашение недостачи кассиром
1010
«Денежные средства в кассе в тенге»
При погашении недостачи кассиром выписывается приходный кассовый ордер.
3. Результаты инвентаризации оформляют отдельным «Актом инвентаризации наличия денежных средств». Акт применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денег, денежных документов, находящихся в кассе организации. Комиссия проверяет денежное наличие путем полного пересчета всех денег, денежных документов, находящихся в кассе организации.
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом, отвечающим за сохранность денег, денежных документов, берется расписки. Расписка включена в заголовочную часть формы.
При смене материально-ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (материально-ответственному лицу, сдавшему наличные деньги; денежные документы, материально-ответственному лицу, принявшему деньги, денежные документы, и бухгалтерии).
Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на расчетном счете, открываемом в отделении банка.
На расчетный счет предприятия зачисляется выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.
Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, приобретение горюче-смазочных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и соблюдения очередности, предусмотренной законодательством.
Для открытия счета Клиенту необходимо предоставить Банку надлежащим образом оформленные документы:
Устав предприятия (копия, заверенная нотариально или МРП) (Приложение 1);
Учредительный договор (копия, заверенная нотариально или МРП);
Свидетельство о регистрации (копия, заверенная нотариально или МРП);
Карточка с образцами подписей и оттиском печати организации, заверенная нотариально (бланк предоставляется Банком) Заявление на открытие счета (бланк предоставляется Банком)
Договор на расчетно-кассовое обслуживание (бланк предоставляется Банком)
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия, заверенная нотариально или МРП);
Справка из Пенсионного фонда (адресована в Банк);
Справка из Фонда обязательного медицинского страхования (адресована в Банк);
Справка из Фонда занятости (адресована в Банк).
Далее между Банком и Клиентом заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание.
После открытия расчетного счета Банк уведомляет Клиента о номере счета и возможности проведения операций по зачислению на счет Клиента средств, поступивших в его пользу, а также уведомляет Пенсионный Фонд, Фонд занятости, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного медицинского страхования и налоговый орган об открытии Клиенту соответствующего счета в Банке.
Страницы: 1, 2, 3, 4