Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление и (или) смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются бухгалтерией организации в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь принятым к учету основным средствам в течение пяти лет начиная с года, следующего за годом списания.
Арендуемые основные средства, полученные в аренду, у арендатора могут числиться под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерии арендатора рекомендуется также открывать инвентарные карточки.
Аналитический (пообъектный) учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6, ОС-7). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.
В организации, имеющей небольшое количество основных средств, пообъектный учет можно осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, теряют свои технические качества и уменьшают первоначальную балансовую стоимость. Возмещение балансовой стоимости происходит путём начисления амортизации в течении всего срока полезного использования до полного погашения стоимости данного объекта.
С 1 января 2002 года введено в действие Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Данный документ определяет условия регулирования процесса воспроизводства основных средств и нематериальных активов коммерческими и некоммерческими организациями. Амортизация, как процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость вырабатываемой с их использованием продукции, работ, услуг включает в себя распределение организацией самостоятельно, на основе порядка, изложенного в данной инструкции, амортизируемой стоимости объектов между отчётными периодами. Сумма амортизации включается в издержки производства (обращения) и возвращается организации в составе выручки за реализованную продукцию. Организация, таким образом, получает возможность устаревшие объекты основных средств списывать и приобретать новые. Начисление амортизации по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности отражается за счёт собственных источников, образованных от прибыли, остающейся в распоряжении организации после внесения обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты. Новая амортизационная политика существенно отличается от ранее действующей:
организациям всех форм собственности дано право в рамках законодательства применять различные способы и методы начисления амортизации, изменять сроки амортизации, упрощать порядок индексации амортизации.
Положением о порядке начисления амортизации определены объекты начисления амортизации и дан перечень основных средств по которым амортизация не начисляется. Амортизация не начисляется во время проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения объектов с полной или частичной их остановкой, а также при консервации объекта по решению руководителя организации или собственника на срок менее одного года.
Важным моментом новой амортизационной политики является правильное определение организациями сроков полезного использования, нормативных сроков службы и норм амортизации основных средств и нематериальных активов. Необходимо чётко знать содержание всех этих понятий. «Срок службы» - это фактический срок службы основных средств, в течении которого объект сохраняет свои потребительские свойства. Срок полезного использования применяется для установления продолжительности функционирования основных средств в процессе предпринимательской деятельности и представляет собой расчётный, ожидаемый период их эксплуатации, в течение которого они могут приносить доход. Сроки полезного использования объектов основных средств самостоятельно устанавливаются организацией в пределах установленного Положением диапазона. Исходя из принятого в положении срока полезного использования в пределах наименьшего и наибольшего уровней норм, установленных для каждой укрупнённой амортизационной группы основных средств определяется норма амортизационных отчислений по каждому объекту. Пересмотр сроков полезного использования и соответственно норм амортизационных отчислений производится по решению комиссии, создаваемой на каждом предприятии по решению руководителя. Комиссия состоит из числа имеющихся в штате специалистов технических, финансово-экономических, юридических, бухгалтерских служб.
3. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ.
При ведении бухгалтерского учёта предприятие должно в течение отчетного года соблюдать принятую методику, то есть учётную политику. Изменение учётной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчёту, с указанием возникших вследствие внесения изменений в учётную политику результатов в денежном выражении.
Составной частью учётной политики юридического лица должен стать метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг, так как от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов.
Формирование учётной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующей нормативной базой, утверждённой законодательством.
Учётная политика разрабатывается на всех предприятиях, независимо от формы собственности и источников финансирования и оформляется приказом руководителя. При отсутствии нормативных законодательных актов по конкретным вопросам, учётная политика по таким вопросам формируется самостоятельно, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту и согласовывается с налоговой инспекцией.
К учётной политике предъявляются следующие требования:
полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов деятельности предприятия
отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования,
тождество данных синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчётности,
рациональное и экономное ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.
В понятие «выбора способов ведения бухгалтерского учёта» входят такие вопросы:
выбор учётных регистров,
погашение первоначальной стоимости основных фондов
формирование фондов и резервов
погашение стоимости нематериальных активов,
оценка материальных ресурсов,
признание и использование прибыли предприятия
отражение курсовых разниц.
Учётная политика ОАО «Белхозторг» сформирована в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» и нормативными актами по бухгалтерскому учёту и налогообложению.
Ведение бухгалтерского учёта ОАО «Белхозторг» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Бухгалтерский учёт ведётся по журнально-ордерной форме, с выходными формами учётных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством финансов Республики Беларусь.
Учётная информация на данном предприятии обрабатывается как автоматизировано с использованием программных средств, так и вручную.
К основным средствам относятся предметы, полезный срок использования которых более одного года, стоимостью свыше 30 базовых величин.
Погашение стоимости основных фондов производится путём ежемесячной амортизации, которая начисляется равномерно по утверждённым в установленном порядке нормам амортизационных отчислений от первоначальной стоимости основных фондов. Затраты на ремонт основных фондов предприятия включаются состав издержек обращения текущего периода.
Определение целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию и оформление документации на списание указанных объектов осуществляется постоянно действующей комиссией.
Материально-ответственные лица представляют сводные учётные документы (материальный отчет) по основным средствам в эксплуатации.
3.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально ответственных лиц, правильное начисление износа, определение затрат на ремонты.
Создавая предприятие, его собственники в первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными средствами. Если учредительными документами предусмотрено внесение основных средств в счет уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены.
Основные средства на предприятие поступают в результате:
Ш капитальных вложений;
Ш приобретения у других юридических и физических лиц за
Ш плату;
Ш получения от других предприятий и лиц безвозмездно; субсидий правительственных и местных органов власти; внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия
Ш оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;
Ш получения в аренду.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 (Приложение Б).
Акт приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В акте указывается характеристика объекта, его наименование, год выпуска или постройки, источник приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п., если эти объекты основных средств однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются под ответственность одного и того же ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8