Если имеются другие причины, не носящие чрезвычайного характера, то расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен, включаются в состав прочих расходов (п. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). У бухгалтеров возникает вопрос, в каком порядке необходимо учитывать полученный убыток от ликвидации основных средств с остаточным сроком полезного использования, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией: включить в том отчетном периоде, когда осуществлена ликвидация объекта, или включать равномерно в течение оставшегося срока полезного использования объекта? Минфин ответил на этот вопрос в Письме от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27 так: общий принцип состоит в том, что расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от формы их. При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Таким образом, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на ликвидацию имущества (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и др.) включаются в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация. В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:
Таблица 2
Списание основных средств при ликвидации:
Содержание хозяйственной операции
Отражение в учете
Списана первоначальная стоимость выбывшего осн средства
01.Выб
01
Списана амортизация основного средства
02
Списана остаточная стоимость выбывшего основного средства
91
Отражена сумма расходов на ликвидацию основного средства
60
Отражено перечисление денежных средств за выполненные работы по ликвидации основного средства
51
Заключительными оборотами месяца отражен финансовый результат от выбытия основного средства
99
Таблица 3
Списание основных средств при чрезвычайных обстоятельствах
Если основные средства не застрахованы:
Остаточная стоимость относится на потери
94
Оприходованы МПЗ, полученные в результате списания ОС
10
Списание убытка на финансовый результат
Если основные средства застрахованы:
Списывается остаточная стоимость
76
Получено страховое возмещение
Списание на финансовый результат убытка
Списание на финансовый результат прибыли
Выбытие объекта основных средств в случае внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности
Поправки, которые внес Минфин России в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», сделали закрытый ранее перечень случаев выбытия основных средств открытым. Кроме того, финансисты дополнили список своими вариантами, когда, по их мнению, происходит выбытие объекта. Например, организация должна списать имущество с баланса, если оно передано по договору мены, при выявлении недостачи. А также при передаче основных средств в счет вклада по договору о совместной деятельности (п. 29 ПБУ 6/01). Именно последний случай вызывает наибольший интерес. Ведь при таком подходе изменится методология ведения бухгалтерского учета при заключении договоров простого товарищества. Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) может быть заключен между двумя или несколькими лицами (товарищами) для совместных действий без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ). Соответственно некоммерческие организации могут заключать договоры простого товарищества с другими коммерческими организациями без цели извлечения прибыли. Рассмотрим порядок действий организации для наглядности на примере: На балансе организации числится основное средство стоимостью 30000 руб. Сумма начисленной по нему амортизации составляет 7500 руб. Организация передает это имущество в качестве вклада в простое товарищество. Допустим, что по условиям договора организации не поручено ведение общих дел. В этом случае вклад учитывается в составе финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу (п. 13 ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»).
До внесения изменений в ПБУ 6/01 эта операция отражалась проводками:Д-т 02 К-т 01 7500 руб.- списана амортизация, начисленная по объекту основных средств до момента его передачи в качестве вклада;Д-т 58 К-т 01 22500 руб. (30000 - 7500)- передан объект основных средств в качестве вклада по договору о совместной деятельности.
Списание объекта со счета 01 оформлялось актом о приемке-передаче основных средств (форма № ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7).С этого года ситуация меняется. Из дословного прочтения обновленного пункта 29 ПБУ 6/01 можно сделать следующий вывод. При передаче основного средства в простое товарищество нужно отражать выбытие объекта. А в бухгалтерском учете такая операция выполняется по следующим правилам. Во-первых, финансовые результаты при выбытии основных средств отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 31 ПБУ 6/01). Во-вторых, нужно составить акт о списании объекта основных средств (форма № ОС-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7). Следовательно, этого года проводки в нашем примере будут следующие:Д-т 02 К-т 01 7500 руб.- списана амортизация, начисленная по объекту основных средств до момента передачи в качестве вклада;Д-т 91-2 К-т 01 22500 руб. (30000 - 7500)- списана остаточная стоимость объекта основных средств при выбытии.
Д-т 76 К-т 91-1 22500 руб.- отражен операционный доход при выбытии основных средств;Д-т 58 К-т 76 22500 руб.- отражены финансовые вложения. передачи по договору мены, дарения
Выбытие объекта основных средств в случае передачи основного средства по договору мены, дарения
Один из способов, по которому основное средство может поступить на предприятие - заключение договора мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (статья 567 ГК РФ). К договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если в договоре мены не предусмотрены особые условия, то на основании статьи 568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. Если по условиям договора мены обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. Переход права собственности на обмениваемые товары регламентируется статьей 570 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами, если договором мены не предусмотрено иное. Таким образом, стоимостью выбываемого по договору мены основного средства для отражения в бухгалтерском учете будет признана стоимость приобретаемого имущества независимо от цены, указанной в договоре мены.
Таблица №4
Списание основных средств при передачи по договору мены
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта основных средств
Списана начисленная амортизация основного средства
Списана остаточная стоимость объекта основного средства с включением ее в состав прочих расходов
Отражена договорная стоимость переданных в обмен объектов
Отражен НДС от стоимости объектов
68
Оприходованы основные средства и другие виды имущества, полученные в обмен на основные средства
08(10,58)
60,76
Произведен взаимозачет обязательств
Порядок осуществления операций связанных с дарением регулируется ГК РФ главой 32. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность либо имущественное право к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ст. 572 ГК РФ).
Операции по дарению основных средств отражаются в учете в обычном порядке, как и другие операции по их выбытию. Порядок отражения операций по дарению объекта следующий:
Д-т счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» К-т счета 01 «Основные средства» - на первоначальную стоимость передаваемого объекта.
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств» К-т счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - Списание ранее начисленной суммы амортизации по передаваемому объекту.
Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» К-т счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость.
4. Определение финансового результата от выбытия основных средств.
Осуществление операций по выбытию основных средств связано с формированием финансового результата, от которого зависит финансовое положение организации, поэтому важно правильное его исчисление. Пунктом 62 МСФО 16 «Учет основных средств» признается, что прибыли и убытки, связанные по таким операциям, «должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках».
В отечественном стандарте - ПБУ 6/01 (п.31) - говорится лишь об отражении в учете доходов и расходов от списания объектов основных средств, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». По кредиту субсче-та 91 -1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, например, в результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. По дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» списыва-ется остаточная стоимость основных средств, производится начисление НДС в ус-тановленных главой 21 НК РФ случаях и других расходов, связанных с их выбытием, такие как, начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Финансовый результат от выбытия основных средств можно определить только по данным аналитического учета путем сопоставления дебетового оборота по субсче-ту 91 -2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы». Это вызвано тем, что на счете 91 «Прочие доходы и расходы» кроме операций по выбытию основных средств отражается выбытие нематериальных активов, матери-алов.
Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). В бухгалтерском учете при этом составляют-ся следующие записи:
Д-т 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов» К-т 99 «Прибыли и убытки» - отражена прибыль от выбытия основного средства;
Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражен убыток от выбытия основного средства.
При списании основных средств из-за недостачи и порчи, а также вследст-вие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется. При этом остаточная стоимость объектов списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или 99 «Прибы-ли и убытки» соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
Данная курсовая работа рассматривает вопросы, связанные с организацией ведения учета выбытия основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Бухгалтеру для осуществления своей профессиональной деятельности необходимо знать большое количество нормативно-правовых актов. Основными нормативными документами, регулирующими учет выбытия основных средств, являются: федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Приказ Минфина РФ 30.03.2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»; приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»; Письмо Минфина РФ от 27 октября 2005 г. N 07-05-06/281; приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
Документальное оформление выбытия основных средств должно осуществляться в соответствии с установленными требованиями;
Для учета выбытия основных средств целесообразно к счету 01 открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств», на котором будет формироваться остаточная стоимость реализуемого основного средства;
Важно вовремя отслеживать постоянно изменяющееся законодательство, так как от этого зависит правильность учета выбытия основных средств;
Необходимо правильно определять финансовый результат от операций по выбытию основных средств, так как от этого зависит финансовое положение организации в целом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5