В торговых организациях по тарным операциям могут иметь место, как расходы, так и доходы. Расходы включают в себя затраты, без которых, как правило, невозможно обойтись. Это: перевозка, погрузка, разгрузка, ремонт и тому подобное. Потери от боя, лома порчи тары составляют убытки организации торговли. К доходам по таре относятся: стоимость тары, полученной от поставщиков бесплатно, превышение стоимости тары по сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и тому подобным.
Расходы по таре в бухгалтерском учете отражаются на счете 44 «Расходы на продажу», а доходы от операций с тарой на счете 91-2 «Прочие доходы и расходы», как внереализационные доходы.
Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам, по наименованиям, по количеству и стоимости тары.
Рассмотрим, какими проводками отражаются в бухгалтерском учете операции с тарой:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
41-3
60
Принята к учету тара от поставщика
19-3
Учтен НДС по таре
При поступлении тары (вместе с товаром) поставщики часто взимают с покупателя залог, что отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств.
Возврат тары поставщику отражается проводкой:
Возвращена тара поставщику
94
Если выявлена недостача по таре
91-1
Принятие к учету тары, поступившей от поставщика без оплаты, или выявленной по результатам инвентаризации
Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, поломки (боя) или порчи, оформляется соответствующим актом. Акт составляется Комиссией. Комиссия производит осмотр тары и определяет причины ее непригодности и виновных лиц, допустивших поломку, бой или порчу тары. Списание непригодной тары производится после утверждения акта руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Непригодная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации в соответствующее подразделение организации, организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки. Сдача непригодной тары в соответствующее подразделение, осуществляющее ее утилизацию, оформляется накладной. Отпуск (отгрузка) непригодной тары (стеклянный бой, металлический лом и др.) организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки (стекольные заводы и др.) оформляется накладной (товарно - транспортной накладной).
Инвентарная тара, служащая для производственных или хозяйственных нужд, не учитывается организацией торговли на счете 41 «Товары». Для учета инвентарной тары предназначены счета 01 «Основные средства» и 10 «Материалы».
В целях налогообложения прибыли доходы и расходы, связанные с тарой признаются внереализационными.
Обособленный учет возвратной тары очевиден. Ведь если за возвратную тару взимается залог, то залоговые суммы не являются расходом (доходом) организации. Однако условиями договора поставки возврат тары может быть предусмотрен и без взимания залога. Если стоимость такой тары включена в цену товаров, то из общей суммы расходов на их приобретение должна быть исключена стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования, которая определяется покупателем. Можно о стоимости возвратной тары получить информацию у поставщика, тогда стоимость полученного товара будет уменьшена на стоимость возвратной тары.
Налоговый учет тары, принятой от поставщика с товарами, отличается от учета тары, принятой с товарно-материальными ценностями, включенными в материальные расходы. В пункте 3 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что стоимость невозвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включенными в материальные расходы, включается в стоимость приобретенных ценностей. Покупная же стоимость товаров в целях налогообложения определяется на основании положений статей 268 и 320 НК РФ. В статье 320 прямо указано, что расходы, связанные с приобретением товаров включаются в издержки обращения, причем расходы по невозвратной таре будут являться косвенными расходами и должны относиться на расходы организации торговли в момент их возникновения. К примеру, организация торговли приобрела у завода-изготовителя вместе с товаром многооборотную (невозвратную) тару, которую она намерена использовать в дальнейшем в своей деятельности. Если в отгрузочных документах стоимость тары выделена отдельной строкой, то организация имеет право признать стоимость тары косвенным расходом и уменьшить на данную сумму доходы от реализации товаров текущего месяца. Если же в документах стоимость тары не выделена, то такую тару организация торговли должна обложить налогом на прибыль в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ, как безвозмездно полученное имущество, то есть признать внереализационным доходом.
2. Порядок формирования и раскрытия учетной политики на предприятиях АПК.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь нормативными актами ор-ганов, регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоя-тельно формировать учетную политику исходя из своей структу-ры и других особенностей деятельности.
Содержание учетной политики оформляется специальным внутренним документом - приказом об учетной политике. Глав-ный бухгалтер организации составляет этот документ (с ежегод-ным уточнением) и несет ответственность за его формирование. Руководитель организации утверждает приказ об учетной поли-тике и несет ответственность за его содержание и исполнение. В первую очередь в учетной политике указывается нормативная база, на основании чего будут разработаны методы и формы учета. Затем уже методика.
В бухгалтерском учете довольно много положений, которые допускают многовариантность исполнения: оценка материальных ценностей, порядок начисления амортизации основных средств, порядок отражения затрат на ремонт основных средств и т. д. В ряде случаев, действующими нормативными документа-ми допускается применение в учете до 4-5 вариантов решения того или иного вопроса (например, по начислению амортиза-ции основных средств). Поэтому каждой организации важно выбрать тот вариант, который в наибольшей степени учитывает особенности ее деятельности. Принятые варианты учета по со-ответствующим его разделам отражаются в приказе об учетной политике. Рассмотрим наиболее важные вопросы, которые целесообразно включать в приказ об учетной политике органи-зации.
Методика учета выпуска продукции
Действующими инструктивными указаниями по учету пре-дусматривается возможность применения двух вариантов учета выпуска продукции: с применением специального счета «Выпуск продукции (работ, услуг)» и без применения этого счета. В первом случае по дебету этого счета собираются все фактичес-кие затраты по производству продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета затрат на производство. По кредиту счета отражает-ся оприходованная продукция (списание работ, услуг) по плано-вой себестоимости. В результате создается возможность выявле-ния разницы между плановой и фактической себестоимостью по каждому виду продукции (работ, услуг) и списание ее в соответствии с направлением движения продукции (работ, услуг). При втором варианте счет «Выпуск продукции (работ, услуг)» не применяется, затраты и выход продукции обычным путем учи-тываются на счетах учета затрат на производство.
В сельском хозяйстве в связи с исчислением по большинству видов продук-ции себестоимости только в конце года, как правило, применя-ется второй вариант учета выпуска продукции.
Работая в производстве, я применяла первый метод, плановую себестоимость. Ведя компьютерный бух.учет, программа не дает сделать полноценные документы по отгрузке, не имея оприходованную продукцию на складе.
Список использованной литературы
Лисович Г.М. «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях», Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.-456с.
Пизенгольц М.З. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве.», Т1.Ч1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 480с.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. «Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета, «Налоги и фин.право», 2004.
Эрзин Д.Г., «Учетная политика в целях налогообложения на 2004г., «Российский налоговый курьер №1,2», январь 2004г.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о бухгалтерском учете отчетность предприятий торговли и общественного питания относится к промежуточной бухгалтерской отчетности, включающей в себя согласно пункту 49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерский баланс" (форма № 1) и "Отчет о прибылях и убытках" (форма № 2).
Законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации в составе представляемой полугодовой отчетности может быть предусмотрено представление и иных отчетных форм.
Если по требованию законодательства и (или) учредителей (участников) предприятие торговли или общественного питания формирует расширенный состав промежуточной бухгалтерской отчетности, она должна обеспечить представление во все установленные адреса идентичной (то есть расширенной) бухгалтерской отчетности. На это обращено внимание в письме Минфина России от 18 февраля 2003 г. № 16-00-13/01 "О составе представляемой годовой бухгалтерской отчетности".
Во всех случаях ни налоговая инспекция, ни органы государственной статистики не вправе требовать представления в составе отчетности иных форм, включая пояснительную записку, расшифровку перечня дебиторов и кредиторов и т.п. (см. письмо Минфина России от 3 сентября 2003 г. № 16-00-14/270).
Страницы: 1, 2