Бухгалтерские записи арендодателя по переданным в долгосрочную аренду основным средствам на:
Первоначальную стоимость основных средств
Дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”
Кредит счета 01 “Основные средства”
Сумму износа основных средств
Дебет счета 02 “Износ основных средств”, субсчет 1,
Кредит счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”
Согласованную стоимость средств
Дебет счета 09 “Арендные обязательства к поступлению”,
Разницу между согласованной стоимостью основных средств и их остаточной стоимостью
Дебет 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”
Кредит счета 83 “Доходы будущих периодов”
Сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде за соответствующий период
Кредит счета 80 “Прибыли и убытки”
Часть разницы между согласованной стоимостью основных средств и их остаточной стоимостью
Дебет счета 83 “Доходы будущих периодов”
Всю сумму начисленных арендных платежей за соответствующий период
Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”
Кредит счета 09 “Арендные обязательства к поступлению”
Поступление арендных платежей
Дебет счета 51 “Расчетный счет” или 52 “Валютный счет”,
Кредит счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”
Представляется возможным всю сумму процентов по долгосрочной аренде, начисляемой за весь арендный срок, сразу отнести на счет09 “Арендные обязательства к поступлению” с кредита счета 83 “Доходы будущих периодов”. В этом случае начисленные проценты по долгосрочной аренде за очередной срок платежа списывают с дебета счета 83 в кредит счета 80. Указанную проводку целесообразно составлять на совокупную сумму процентов по долгосрочной аренде и часть разницы между согласованной и остаточной стоимостью.
До истечения арендного срока арендатор может выкупить долгосрочно арендуемые основные средства. Поступившие арендные платежи отражают по дебету счетов 51 “Расчетный счет” или 52 “Валютный счет” и кредиту счета 09. Часть разницы между согласованной и остаточной стоимостью основных средств и сумму начисленных процентов, приходящиеся на очередной срок платежа, оформляют теми же проводками, какие составлялись по этим суммам.
Выкупные платежи (если это предусмотрено договором на аренду), поступившие по окончании долгосрочной аренды, отражают по дебету счетов 51 или 52 с кредита счета 47.
Арендатор для учета долгосрочно арендуемых основных средств использует счета:
03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”,
97 “Арендные обязательства”,
02 “Износ основных средств”, субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств”.
Счет 03 активный, предназначен для учета долгосрочно арендуемых основных средств в оценке, согласованной и арендодателем, и арендатором. Аналитический учет по счету 03 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Счет 97 пассивный, применяется арендатором для расчетов с арендодателями за основные средства, переданные на условиях долгосрочной аренды. Аналитический учет по счету 97 ведут по каждому арендодателю.
По долгосрочно арендуемым основным средствам арендатор производит следующие бухгалтерские записи:
На поступление основных средств по согласованной стоимости
Дебет счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”,
Кредит счета 97 “Арендные обязательства”,
На сумму начислений амортизации по арендованным основным средствам
Дебет счета 25 “Обще производственные расходы” и др. счетов,
Кредит счета 02 “Износ основных средств”, субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств”
На сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде
Дебет счета 81 “Использование прибыли”
Уплата причитающихся арендодателю платежей за арендуемые основные средства
Дебет счета 97 “Арендные обязательства”,
Кредит счета 51 “Расчетный счет” и др. денежных счетов.
По окончании арендного срока арендованные основные средства переходят в собственность предприятия или списываются с кредита 03 в дебет счета 01. Одновременно списывают износ по долгосрочно арендуемым основным средствам в дебет счета 02, субсчет 2, с кредита счета 02, субсчет 1.
Если по окончании срока арендного договора объекты возвращаются арендодателю, то они списываются у арендатора с кредита счета 03 в дебет счета 02, субсчет 2.
При возвращении объектов арендодателю до окончания срока аренды производят следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 02 “Износ основных средств”,
Субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств” (на сумму начисленного износа по объекту),
Дебет счета 97 “Арендные обязательства” (на сумму невыплаченных платежей арендодателю за объекты),
Кредит счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства” (на согласованную стоимость долгосрочно арендуемых основных средств ).
При долгосрочном выкупе основных средств арендатор составляет следующие бухгалтерские проводки:
На сумму невыплаченных платежей арендодателя за объекты
Дебет счета 97 “Арендные обязательства”
На сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде по очередному сроку платежа
или счета 88 “Нераспределенная прибыль”
На сумму выкупа, превышающую арендные обязательства; на совокупную величину указанных выше сумм
Дебет счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”
Кредит счета 51 “Расчетный счет” или др. денежных счетов
На согласованную стоимость объекта плюс сумма выкупа, превышающая договорные обязательства
Дебет счета 01 “Основные средства”
Кредит счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”
На сумму износа по объекту
Дебет счета 02, субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств”
Кредит счета 02, субсчет 1 “Износ собственных основных средств”
1.6 Инвентаризация основных средств.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и др. регистров аналитического учета, а также технических паспортов или др. технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и др. недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и др. объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указанны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о производственных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, а описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.) инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Выявленные излишки основных средств приходуют по дебету счета 01 с кредита счета 80.
При недостаче и порче объектов основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа - с кредита сета 47 в дебет счета 02 “Износ основных средств”. Остаточную стоимость основных средств списывают кредита счета 47 в дебет счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 84 в дебет счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”. Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 84 и кредиту счета 83 “Доходы будущих периодов”. По мере погашения задолженности виновником ее соответствующую часть списывают со счета 83 в кредит счета 80 “Прибыли и убытки”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8