Рефераты. Учет и анализ товарных ресурсов организаций розничной торговли

2.2 Документальное оформление товарных операций по поступлению и выбытию товаров в торговле

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и Положением о приемке товаров по количеству и качеству.

Документальное оформление поступления товаров осуществляется в соответствии с требованиями Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444 и Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным Приказом министерства торговли Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285.

Основанием для отражения операций по поступлению товаров является унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. № 43.

Первичными документами на оприходование товаров является счет-фактура, товарно-транспортная накладная (приложение К), товарная накладная (приложение Л).

К товарно-транспортной накладной поставщик прикладывает документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья потребителей: сертификат качества (приложение М), удостоверение о государственной гигиенической регистрации (приложение Н), сертификат соответствия (приложение П), декларацию о соответствии (приложение Р) и др.

Счет-фактура, как правило, составляется в двух экземплярах: первый пересылается покупателю вместе с товаром, второй остается у поставщика.

Внутренний отпуск товаров из одной розничной торговой организации в другую производится по письменному распоряжению руководителя организации, а передача из отдела в отдел - по распоряжению директора магазина. Передача товаров осуществляется на основании накладной на внутреннее перемещение. В товарной накладной обязательно указывают номер и дату доверенности, по которой получен товар (приложение С, Т).

Бланки первичных документов заполняются на ОАО «Белхозторг» вручную, а также машинописным, в т.ч. компьютерным способом.

При поставке продукции импортного производства в товарно-транспортной накладной субъекты хозяйствования, осуществляющие их ввоз в республику, указывают название страны откуда ввезен товар, сформированную отпускную цену без выделения размера оптовой надбавки, в т.ч. обоснование цены (приложение У).

При отсутствии расхождений с данными сопроводительных документов по количеству, качеству и стоимости поступивших товаров они принимаются путем проставления на товаросопроводительных документах специального штампа и расписки материально ответственного лица.

Все товары поступают под полную материальную ответственность бригады торговых работников (заведующего магазином и продавцов).

Первичные приходные и расходные документы являются основанием составления товарного отчета, который материально ответственное лицо предоставляет в бухгалтерию ОАО «Белхозторг» один раз в семь дней. В них приводятся сведения об остатках, поступлении и расходе товаров (приложение Ф). К отчетам прикладываются первичные документы на поступление и расход товаров.

Проверенные товаросопроводительные и прочие товарные докумен-

ты передаются в машинописное бюро, где данные из них заносятся в АРМ «Учет товаров». На основании внесенных данных формируется накопительная ведомость прихода товаров, в которой находят отражение фактически все те же данные, что и в товарном отчете, составляемом в магазинах (приложение Х). С одной стороны получается дублирование данных в ручном и автоматизированном отчетах, но на основании введенных данных АРМ «Учет товаров» формирует ряд сводных отчетов. Затем на основании товарных отчетов вручную составляется журнал-ордер по счету 41/2 «Товары в рознице» по магазину (приложение Ц).

С целью определения суммы уплаченного входного НДС, подлежащего зачету (возмещению) в организации ведут книгу покупок. В ней указывают дату оплаты и номер платежного и товарного документов, наименование поставщика, стоимость покупок по отпускным ценам поставщика с НДС, в т.ч. стоимость покупок без НДС и сумму налога по установленным ставкам. Книгу покупок ведут на предприятии вручную и автоматизированным способом и на основании ее итогов определяют сумму уплаченного НДС за отчетный месяц.

Реализация товаров в магазинах ОАО «Белхозторг» производится за наличный расчет и по чекам банка. Продажа товаров населению за наличный расчет производится традиционным методом, т.е. с помощью продавцов через прилавки. Прием денежных средств производится с использованием кассовых суммирующих аппаратов, предварительно зарегистрированных в государственной налоговой инспекции.

Работники магазинов на кассовом суммирующем аппарате регистрируют все суммы, полученные за товары. При возврате покупателями чеков в случае отказа от товара с участием кассира и продавца составляется акт на возврат денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Как правило, такой акт составляется при отсутствии возможности погашения возвратных чеков при обслуживании покупателей до конца рабочего дня. Все возвращенные чеки прилагают к акту.

Показания денежных суммирующих счетчиков на конец рабочего дня записывают в книгу кассира-операциониста. Сумму выручки определяют как разность показаний счетчиков кассового аппарата на конец и начало рабочего дня.

Подсчитанная выручка формируется справкой кассира-операциониста. На основании этой справки приходуют выручку по кассе (приложение Ш).

Прием денег осуществляется продавцами в соответствии с Положением о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара, утвержденным Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от мая 2002 г. № 23.

Документальное оформление сдачи выручки магазина производится на основании приходного кассового ордера (приложение Щ).

Сдача выручки в учреждение банка осуществляется путем сбора ее инкассаторами. На сдачу выручки в банк составляются первичные документы. Так, при сдаче выручки через инкассаторов к каждой инкассаторской сумке составляется препроводительная ведомость в трех экземплярах под копирку. Первый экземпляр вкладывается в инкассаторскую сумку, второй вручается инкассатору при получении им сумки, третий остается в кассе организации вместе с распиской инкассатора и штампом банка, подтверждающим сдачу денег в его кассу.

Функции инкассации чеков возложены на торговые структуры, в связи с этим работники, принимающие чеки от покупателей, должны контролировать правильность их оформления, действие чеков по времени и на территории.

Срок действия чековой книжки - один год. Чеки для оплаты товаров могут быть выписаны на любую сумму в пределах остатка средств на чековой книжке. Принимаются только чековые книжки с отметкой «кредит». На обороте чека и его корешка делается отметка об оплате, проставляется оттиск штампа организации, указывается дата и ставится подпись руководителя организации.

Принятые чеки представляются в обслуживающий банк ОАО «Белхозторг» для дальнейшей пересылки банку плательщика при поручении-реестре. Поручение-реестр составляется отдельно на каждый счет в банке плательщика (приложение Э).

Предельный срок расчетов чеками сберегательного банка установлен в пределах трех рабочих дней. Обмен чека на наличные деньги не производится. При расчете за товар расчетными чеками допускается выплата сдачи только до 5% в стоимости покупки или доплата наличными деньгами в этих же пределах.

Поступившие в банк расчетные чеки должны иметь на обороте штамп магазина и подписи заведующего магазином. И только после подтверждения магазина о принятии чека он принимается к оплате и служит основанием для зачисления денег на счет магазина.

При изучении организации на ОАО «Белхозторг» учета товарных операций нарушений действующего законодательства установлено не было. Однако, на наш взгляд, составление двух идентичных документов (товарный отчет, книга покупок) в виде электронного документа и на его основании заполненного вручную является нецелесообразным и бессмысленным. В качестве учетного регистра должны выступать электронные документы по этим счетам, составляемые АРМ «Учет товарных операций».

В тоже время положительным моментом, на наш взгляд, является формирование АРМом «Учет товарных операций» разнообразных отчетных форм по движению товарных запасов: товарные отчеты по пятидневкам, товарные отчеты в разрезе структурных подразделений. Это дает возможность предприятию получать оперативную информацию по движению товарных запасов, необходимую для анализа и разработки мероприятий по оптимизации товарных запасов на складах и в торговых залах.

2.3 Методика и организация учета поступления и выбытия товаров

На ОАО «Белхозторг» в соответствии с учетной политикой учет товаров на складе ведется по покупным ценам, а учет товаров в рознице ведется по продажным ценам.

Поступившие в розничную торговлю товары отражаются на активном счете 41/2 с НДС, а на некоторые товары в соответствии с действующим законодательством - с налогом на продажу. К счету 41/2 «Товары в рознице» в ОАО «Белхозторг» открыты следующие субсчета:

- 41/2.1 «Минск»

- 41/2.2 «Вилейка»

- 41/2.4 «Осиповичи»

Покупные цены на товары зависят от источников поступления товаров. При поступлении товаров от изготовителей покупными ценами являются свободно-отпускные цены товаропроизводителя; товаров отечественного производства со складов оптовых специализированных баз торговли - свободно-отпускная цена плюс оптовая надбавка и НДС; товаров от магазинов своей системы в порядке внутренней переброски - розничная цена, а на некоторые товары с налогом на продажу.

На ОАО «Белхозторг» имеется перечень товаров с установленным налогом на продажу по магазинам (приложение Ю), также перечень социально значимых товаров и перечень товаров детского ассортимента, на который не вводят налог с продаж в 2004 г. (приложения Я, D). Существует также перечень предприятий, товары которых освобождены от НДС (приложение F). В зависимости от товара и формы расчетов применяются различные размеры розничных и оптовых наценок (приложение G).

Поскольку свободно-розничная цена с НДС и налогом на продажу (или без него) отличаются от покупных цен, то возникает необходимость в учете разницы между продажными и покупными ценами, которые включают НДС в розничной цене товара, торговую надбавку и налог на продажу. Эта разница отражается на трех регулирующих контрактивных субсчетах 42/1 « Торговая надбавка», 42/3 «НДС», 42/4 «Налог на продажу».

В соответствии с Положением о порядке формирования цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 43 розничные цены на товары формируются субъектами хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю исходя из:

- отпускной цены;

- торговой надбавки, но не выше 30%, с учетом оптовой надбавки.

Торговые надбавки к отпускным ценам применяются:

- на социально-значимые товары, в пределах, установленных областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством;

- на социально-значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, установленных Министерством экономики Республики Беларусь в соответствии с законодательством;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.