Примечание. Источник: собственная разработка
ЗАО «ДТ Рамонак» перевыполнил план продажи товаров населению на 2,4% или на 140645 тыс. руб. (6004995 - 5864350) и перевыполнил план по мелкооптовому их отпуску на 49,2% или на 49205 тыс. руб. (149275 - 100070). Высокими темпами растет реализация товаров в динамике, что вызвано в основном повышением розничных цен. К сожалению, ЗАО «Дом торговли Рамонак» на производит реализацию товаров в кредит. На современном этапе эта форма реализации товаров является прогрессивной. Покупательская способность населения в данный момент очень низкая. Это вызвано нехваткой денежных средств у большей части населения Республики Беларусь. На будущее предприятию было порекомендовано рассмотреть и такую форму реализации товаров, как реализация в кредит, реализацию товаров через палатки, ларьки, киоски, развозную и разносную торговлю. Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами, обеспечивать бесперебойную торговлю, соблюдать ассортиментный перечень (минимум) в отделах и секциях магазина, удовлетворять спрос покупателей на отдельные товары.
3.2 Анализ влияния основных факторов на изменение
розничного товарооборота
Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:
обеспеченности товарными ресурсами, правильности из распределения и использования;
обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;
состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса (3.5):
Зн + П = Р + В + Зк , (3.5)
где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода; П - поступление товаров; Р - розничный товарооборот; В - прочее выбытие товаров; Зк - запасы товаров на конец отчетного периода.
Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу (3.6):
Р = Зн + П - В - Зк , (3.6)
Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное - увеличение прочего выбытия и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле 3.7:
П = Р + В + Зк - Зн , (3.7)
У ЗАО «Дом торговли Рамонак» имеются следующие данные о движении товаров (таблица 3.5).
Таблица 3.5 Товарный баланс по ЗАО «Дом торговли Рамонак»
в действующих ценах, млн. руб.
Показатели
Фактически за прошлый 2002 год
Отчетный 2003 год
Отклонение
Повлияли
план
факт
от плана
от прошлого года
на план
на динамику товарообо-рота
Товарные запасы на начало года
433
649
726
77
293
Поступление товаров
4476,2
6260,3
6433,9
173,6
1957,7
Прочее выбытие товаров
3,7
4,9
4,7
-0,2
1
0,2
-1
Товарные запасы на конец года
940
1001
61
275
-61
-275
Реализация
4179,5
5964,4
6154,2
189,8
1974,7
Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+77 млн. руб.), перевыполнения плана поступления товаров (+173,6 млн. руб.), за счет снижения прочего выбытия товаров (+0,2 млн. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с увеличением товарных запасов на конец года (- 61 млн. руб.). ЗАО «Дом торговли Рамонак» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров, их недостачу. По сравнению с прошлым годом объем товаро-оборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+293 млн. руб.), роста поступления товаров (+1957,7 млн. руб.). Возможности роста товаро-оборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (- 275 млн. руб.) и роста прочего выбытия товаров (- 1 млн. руб.).
Далее изучают влияние показателей товарного баланса на изменение реализации отдельных товарных групп и товаров (таблица 3.6) по данным формы 3-торг «Отчет по розничной торговле» (приложение Ю). Показатели товарного баланса оказали влияние на реализацию отдельных товарных групп и товаров в различных направлениях: одни - в сторону увеличения объема продаж (товарные запасы на начало года и поступление товаров); другие - в сторону уменьшения розничной реализации (товарные запасы на конец года). Если бы по отдельным товарным группам не было роста прочего выбытия товаров, то их реализация возросла бы на 1,51 млн. руб. (0,1+0,4+0,81+0,1+0,1), а в частности по: рыбе и рыбным товарам, кондитерским изделиям, трикотажу, обуви. На уменьшение розничного товарооборота значительное влияние оказали завышенные товарные остатки на конец года по: колбасным изделиям, кондитерским товарам, бакалеи и особенно завышенные товарные запасы по непродовольственным товарам.
Таблица 3.6 Товарный баланс по ЗАО «Дом торговли Рамонак» в разрезе товарных групп и товаров
Товарные группы и товары
Остаток на начало
Поступление
Прочее выбытие
Остаток на конец
Отклонение от плана по реализации
Всего
Он
Пост.
Пр. выб.
Ок
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Колбасные изделия
300
317,1
315
0,1
6,8
17,1
-3,2
Рыба, морепродукты, сельди
100
106,2
96
109
7,9
6,2
-0,1
2,9
Масло животное, растительное
111
95
0
Молоко, сыр, молочная продукция
495
503,1
506
4,8
8,1
1,8
Консервы
239
243,1
235
241
7,8
4,1
0,8
Кондитерские товары
23
27
285
297,4
280
292
0,4
28
32
12,4
-0,4
-4
Хлеб, хлебобулочные изделия
0,5
210
218,3
218
0,3
8,3
Бакалея
150
155,1
153
5,1
Виноводочная продукция, пиво
42
47
1640
1659,2
1550
1606
131,6
56
19,2
31,6
Прочие продовольственные товары
41
535
542,4
545
552
0,59
1,4
30,41
36
7,4
-0,81
-5,6
Одежда, белье
145
370
358,8
270
259,5
244,6
252
-10,5
-11,2
-7,4
Трикотаж
60
67
253
230
227,9
92
-2,1
-17
Обувь
74
83
260
262,4
215
211,4
118,9
133,8
-3,6
2,4
-15
Посуда
20
19
110
106,6
90
97
39,7
28,5
-3,4
11,2
Электротовары
50
296,5
282,5
61,8
64
2,5
-3,5
-2,2
Парфюмерно-косметические товары, галантерея
43,5
57
295
306,7
288,2
68,3
75,4
18,2
13,5
11,7
-7,1
Прочие непродовольственные товары
128,0
138
605,3
697
653,4
684,7
1,31
78,59
149,3
31,3
91,7
0,31
-71
ВСЕГО
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18