Рефераты. Учет автомобильных шин

Порядок списания сезонных шин

Поскольку замену сезонных шин неправомерно рассматривать как ремонт, то и воспользоваться п. 27 ПБУ 6/01 (о порядке признания затрат в случае ремонта ОС) в данной ситуации нет оснований.

Каких-либо специальных положений, касающихся порядка списания стоимости сезонных шин, в нормативных документах по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок учета МПЗ, не содержится.

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, по мере отпуска материалов со складов они списываются со счетов учета затрат на производство. Учитывая данный порядок признания в расходах МПЗ, на счете 10 "Материалы" не могут числиться активы, которые находятся в эксплуатации. Исключением в данном случае являются такие активы:

специальный инструмент и специальные приспособления;

специальное оборудование;

специальная одежда.

Кроме того, если обратиться к ПБУ 10/99 "Расходы организации", то все условия для признания стоимости шин в расходах, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99, выполняются в момент установки шин на автомобиль.

Следовательно, можно говорить о том, что стоимость сезонных шин в момент их установки на автомобиль (в случае замены по принципу "зима-лето") подлежит списанию на счета затрат со счета 10 "Материалы" в общеустановленном порядке.

Временная эксплуатация шин

Каким образом следует отражать операции по оприходованию сезонных шин, которые были сняты с автомобиля по причине наступления нового сезона и не достигли нормы эксплуатационного пробега?

Операцию, когда МПЗ (шины) вводятся в эксплуатацию и используются (эксплуатируются) в производстве с определенными перерывами, можно охарактеризовать как временная эксплуатация.

Следует отметить, что ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов не предусмотрен порядок отражения таких операций.

Формально к ним следует применять общий порядок, т.е. стоимость МПЗ, переданных во временную эксплуатацию, подлежит списанию на счета затрат со счета 10 "Материалы" единовременно в момент отпуска в производство (ввода в эксплуатацию) и в дальнейшем внеэксплуатационный период не корректируется.

В Инструкции к Плану счетов указано следующее: "На субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте...".

Возникает вопрос: каким образом его следует организовать, чтобы не нарушить требования нормативных документов по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок учета МПЗ. Чаще всего факт снятия с автомобиля сезонных шин рассматривают следующим образом:

либо как отходы, образующиеся в подразделениях организации и стоимость которых в соответствии с п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

По мнению автора, квалифицировать снятые с автомобиля шины (которые не достигли норматива эксплуатационного пробега) для замены их на соответствующие сезонные как отходы производства оснований нет. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В рассматриваемом случае снятые с автомобиля сезонные шины, которые в последующем будут установлены на автомобиль (при наступлении соответствующего сезона), не являются остатками, которые образовались в процессе производства, а также неправомерно было бы говорить о том, что они утратили свои потребительские свойства (пока шины не достигнут нормативного пробега, в соответствии с Правилами они не подлежат снятию с эксплуатации). Кроме того, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, к отходам относятся только отработанные шины;

либо как возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов, стоимость которых в случае их списания в производство в соответствии с п. 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов подлежит отнесению на уменьшение соответствующих затрат.

По мнению автора, шины, которые были установлены на автомобиль и снимаемые с него по причине наступления очередного сезона, не могут быть квалифицированы как неиспользованные, поскольку они эксплуатировались.

Многие организации списывают автомобильные шины со счета 10 "Материалы" на счета учета затрат по мере того, как шины достигнут нормативного эксплуатационного пробега (это касается также шин, устанавливаемых взамен изношенных). В целом данный метод имеет право на существование, поскольку он все-таки обеспечивает порядок учета автомобильных шин, предусмотренный Планом счетов.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету".

Учитывая специфику операций по замене сезонных шин, которая отличается от предусмотренного нормативными документами по бухгалтерскому учету МПЗ понятия "отпуск материалов в производство", поскольку предполагает временную эксплуатацию материалов, организация в соответствии с п. 8 ПБУ 1/98 вправе самостоятельно разработать порядок учета автомобильных шин.

Налоговый учет

Для целей налогового учета, так же как и для целей бухгалтерского, основополагающим является вопрос о квалификации автомобильных шин с точки зрения приобретаемого актива.

Шины как объект классификации ОС

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ: "Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей".

При этом под основными средствами в целях исчисления налога на прибыль понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Согласно ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, разработана на основании Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). А в соответствии с ОКОФ объектом классификации основных фондов - транспортных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему, в том числе и с автомобильными шинами. В ОКОФ отсутствует отдельно такой объект основных фондов, как автомобильные шины.

В отличие от ПБУ 6/01 НК РФ не содержит такое понятие единицы учета основных средств, как отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. В связи с чем, учитывая, что объектом классификации основных фондов в соответствии с ОКОФ является автомобиль с автомобильными шинами, автомобильные шины не могут рассматриваться для целей налогового учета как самостоятельный объект основных средств.

На основании изложенного автомобильные шины, приобретаемые для целей замены изношенных шин или для замены шин в зависимости от сезона эксплуатации, в целях исчисления налога на прибыль не могут быть квалифицированы как объекты основных средств, даже если срок их службы более 12 месяцев и стоимость превышает 10 000 руб.

Признание расходов

Расходы по приобретению автомобильных шин следует квалифицировать как расходы, связанные с производством и реализацией, а именно на основании пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ как "расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии".

Если происходит замена изношенных шин, то расходы квалифицируют как ремонт основных средств (автомобиля) и признают их для целей исчисления налога на прибыль в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 260 НК РФ, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (за исключением случаев создания резерва предстоящих расходов на ремонт).

Если происходит сезонная замена шин, то расходы организации можно рассматривать как расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и учитывать их как материальные расходы по пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ: "на приобретение материалов, используемых: <...> на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели)". Датой осуществления материальных расходов в части материалов признается дата их передачи в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, стоимость автомобильных шин в случае сезонной замены подлежит признанию в расходах в момент их установки на автомобиль.

Расходы, связанные с приобретением автомобильных шин, следует квалифицировать как расходы, связанные с ремонтом автомобилей (в случае замены изношенных шин), или как расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией автомобилей (в случае замены неизношенных сезонных шин). Стоимость автомобильных шин подлежит признанию в расходах в момент их установки на автомобиль.

Возврат сезонных шин на склад

Налоговые органы передачу на склад неизношенных сезонных шин (после их снятия с автомобиля) квалифицируют как получение возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ). Это приводит к тому, что на полученные при возврате сезонные шины на склад необходимо уменьшить материальные расходы в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 254 НК РФ.

По мнению автора, шины, возвращаемые на склад после сезонной эксплуатации, не соответствуют определению возвратных отходов, данному в п. 6 ст. 254 НК РФ, где указано также, что не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса". Важно в данном случае то, что остатки не могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения, если они могут быть использованы в качестве полноценных материалов для производства других товаров (работ, услуг). Так, для возвратных отходов характерны следующие признаки:

это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других материальных ресурсов;

они образовались в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);

они частично утратили потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства);

используются с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не по прямому назначению.

Что можно подразумевать под остатками? Если обратиться к толковому словарю русского языка, то главной характеристикой остатков является их остаточное происхождение. Их можно классифицировать следующим образом:

остатки, которые образовались в процессе производства (например, металлическая стружка при резке металла). Другими словами, остатки не могут быть полноценным сырьем (материалом) для производства данного вида товаров (работ, услуг), а учитывая положения п. 6 ст. 254 НК РФ, и полноценным сырьем (материалом) для производства другого вида товаров (работ, услуг);

неизрасходованные ресурсы, которые предназначались для производства чего-либо, но не были использованы (остались).

Порядок учета для целей налогообложения остатков - неизрасходованных ресурсов, регулируется п. 5 ст. 254 НК РФ: "Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании", а не п. 6 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, в целях применения п. 6 ст. 254 НК РФ следует рассматривать только остатки, которые образовались в процессе производства.

По мнению автора, снятые с автомобиля сезонные шины (которые в следующий сезон опять будут установлены на автомобиль), не обладают рядом предусмотренных п. 6 ст. 254 НК РФ признаков возвратных отходов:

для таких шин под участием в производственном процессе следует понимать время, в течение которого они подлежат эксплуатации до достижения нормативного пробега;

в отношении указанных шин также не выполняется и условие о том, что при последующей установке на автомобиль они будут использоваться с повышенными расходами (пониженным выходом продукции), поскольку их установка в последующие сезоны не приведет к появлению дополнительных затрат (а также не будет сопряжена и с пониженным выходом продукции);

шины в качестве "полноценного материала" могут быть использованы в производстве товаров (работ, услуг).

Литература:

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2006.

Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2006.

МЦФЭР, 2005

Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М.:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.