Чистый национальный продукт или ЧНП. Он определяется следующим путем:
ЧНП = ВНП - Амортизация
Известно, что здания, оборудование, машины, составляющие одного из главных элементов производства, служат на протяжении нескольких лет. Поэтому, в каждой единице товара будет содержаться часть их стоимости. Государство законодательно устанавливает срок службы таких активов, и тем самым, определяет, какая часть их стоимости будет ежемесячно и ежедневно содержаться в произведенной товарной массе. Таким образом, в полученной от реализации выручке будет содержаться в денежной форме и потребленная (перенесенная) часть стоимости оборудования и машин. Ежегодно эта часть изымается, накапливается и, когда заканчивается срок службы оборудования, используется для приобретения нового. Рассмотренный механизм возобновления потребленных факторов производства называется Амортизацией. Очевидно, что для того, чтобы узнать истинный объем конечных продуктов, которые можно использовать для улучшения благосостояния населения, из ВНП необходимо вычесть амортизацию, т.е. ту часть стоимости, которая идет на возобновление изношенных факторов производства. Оставшаяся часть ВНП и называется чистым национальным продуктом. Следующий показатель -
Национальный доход (НД):
НД = ЧНП - косвенные налоги на предпринимателей.
Косвенные налоги выступают в этом случае макроэкономическим регулятором между ценами, по которым покупают товары потребители, и ценами продаж, которые устанавливаются фирмами. Национальный доход - это совокупный доход, который зарабатывают собственники факторов производства: собственники труда (заработная плата наемных рабочих), собственники капитала (прибыль и процент), собственники земли (земельная рента). Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги последние представляют собой надбавки к ценам товаров и услуг (акцизы, НДС, пошлины и пр.). Смысл этого заключается в том, что государство, взимая налоги, ничего не вкладывает в производство, поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. В российской практике применяется разбивка на два фонда:
фонд потребления -- это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.);
фонд накопления -- это часть НД, обеспечивающая развитие производства.
В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от национального дохода. После внесения определенных корректив в НД таких, как отчисления на соцстрах, налога на прибыль, нераспределенные доходы корпораций, трансфертных платежей (пенсии, помощь на детей, инвалидность, безработица, правительственные субсидии и т.д.), возникает еще один макроэкономический показатель - личный доход.
Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход. Представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществлённые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределённых прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств. Личный доход:
Личный доход (ЛД) = НД - Взносы на социальное страхование - Нераспределенная прибыль корпораций + Налоги на прибыль + Трансфертные платежи + Личные доходы, поступаемые в виде процента, например, проценты по государственному долгу.
Для экономики в целом определяется также национальный располагаемый доход или национальный располагаемый продукт, который можно определить так:
НРД = ВНП ± чистые трансферты из-за границы (т.е., дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и т.д.).
Итак, взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:
Валовой внутренний продукт (ВВП) - Амортизация (А) =
Чистый внутренний продукт (ЧВП) - Косвенные налоги =
Национальный доход (НД) - Налоги на прибыль предприятий - взносы на социальное страхование - индивидуальные подоходные налоги - нераспределённая прибыль предприятий + трансфертные платежи = Располагаемый доход (РД).
Анализ отраслевой структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего учитывается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства.
Рассмотренные макроэкономические показатели рассчитываются на основе ВНП и находятся в тесной взаимосвязи, характеризируя различные стороны экономической жизни страны. Макроэкономические показатели выступают как способ отображения в отчетности состояния дел в национальной экономике. Существуют наиболее общие (ВНП, ВВП) и более конкретные формы показателей макроэкономической деятельности. Различают абсолютные и относительные показатели, среди которых большое значение принадлежит макроэкономическим индексам. Основные потоки в СНС оценивают в рыночных ценах, то есть в ценах, в которых совершаются операции (цены производителя и конечного покупателя). ВВП оценивают ценах конечного покупателя, валовой выпуск - в ценах производителя.
Продукты и услуги, которые не принимают товарно-денежную форму, оценивают по рыночным ценам на аналогичные товары, которые реализуются на рынке, либо себестоимостью, если рыночная цена отсутствует (услуги государственных учреждений, общественных организаций и т.д.). СНС дает возможность создать информационную базу для изучения реальных процессов, которые происходят в рыночной экономике, таких как развития производства, масштабов инфляции, безработицы, приватизации, деятельности налоговой и таможенной. Ниже (см. приложение) приведена схема Системы национальных счетов.
Глава 2. Современные проблемы формирования российской СНС
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
1.Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.;трактовка производственной деятельности и определение ее границ;определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
6. Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).
Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например,
изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.
А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.
Концептуальные проблемы. Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:
1. Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели хозяйствования;
2. Разработка основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;
3. Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);
4. Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;
5. Определению основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития национальной экономики в перспективе;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9