В настоящее время директ-костинг предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных расходов, но и части переменных косвенных затрат. Поэтому здесь на лицо некоторая условность названия.
Определив сущность директ-костинга как системы управленческого учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объемов производства, сформулируем основные присущие ему особенности.
Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичность списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например “Прибыли и убытки”.
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также и незавершенное производство.
При системе директ-костинг схема построения отчетов о доходах многоступенчатая (табл. 2.1). В них содержится, по крайней мере, 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Таблица 2.1
“Схема отчета о доходах по системе директ-костинг.
Наименование показателей.
Значение
Выручка от реализации продукции (В)
В = 1000
Переменные затраты (ПЗ)
ПЗ = 600
Маржинальный доход (М)
М=В-ПЗ = 400
Постоянные расходы (ПР)
ПР = 200
Прибыль (П)
П=М-ПР = 200
Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трех ступенчатым. В этом случае на первом этапе определяет производственные маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по фирме. На третьем этапе - прибыль фирмы путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью. Наглядно это изображено на графике (рис. 2.1).
Затраты,
Доход,
Тыс. руб.
переменные
Точка критического расходы
Производства убыточность
Выручка от
К реализации
Полная себе-
стоимость
прибыльность
Объем продукции, тыс. шт.
Рис. 1.1 взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Этот график и многочисленные его модификации используют при анализу и принятии управленческих решений.
2.2 Положительные моменты и проблемы системы директ-костинг.
Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемом производства. Используя методы корреляционно-регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно определить формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.
Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, т.к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинг, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
Информация, получаемая в системе, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен. В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рыка сбыта.
Все изложенное выше свидетельствует о том, что директ-костинг является важным элементом маркетинга - системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса постоянных расходов. Поэтому повышаются требования к обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов. Директ-костинг позволяет заострить внимание на решении этих вопросов, поскольку сумма постоянных расходов за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, и, таким образом, их влияние на величину прибыли предприятия особенно хорошо видно.
Кроме того, директ-костинг дает возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные затраты или гибкие сметы.
Благодаря директ-костингу расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа.
Однако организация управленческого учета по системе директ-костинг связано с рядом проблем, который вытекают из особенностей, присущих этой системе.
1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и тех же расходы могут вести себя по-разному.
2. Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.
3. Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.
4. Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия.
Глава 3
Проблематика классификации затрат на постоянные и переменные.
3.1 Классификация затрат.
Поскольку речь идет о системе производственного (управленческого) учета применяемой за рубежом, вкратце перечислим варианты классификации затрат, используемые в западном управленческом учете. Здесь выделяются, как правило, 3 элемента, или 3 номенклатурные статьи затрат:
Прямые материалы;
Прямая заработная плата;
Накладные расходы.
При этом прямые материалы и прямая заработная плата представляют собой основные расходы.
Признаки классификации Подразделение затрат
По экономические элементам Экономические элементы затрат.
По статьям себестоимости Статьи калькуляции себестоимости.
По отношению к технологическому
процессу. Основные, накладные
По составу одноэлементные, комплексные
По способу отнесения на себестои-
мость продукции прямые и косвенные
По роли в процессе производства производственные, внепроизводственные
По целесообразности расходования производительные, непроизводительные
По возможности охвата планом планируемые, непланируемые
По отношению к объему
производства переменные, постоянные
По периодичности возникновения текущие, единовременные
По отношению к готовому
продукту затраты на незавершенное производство, затраты на готовый продукт.
В зависимости от способа отнесения на изделия затраты делятся на прямые и косвенные. Поскольку к прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямую заработную плату, в косвенные затраты включают в основном накладные расходы. Другим важным основанием классификации затрат в западном производственном учете является их отношение к объему производства. По этому признаку расходы подразделяются на постоянные и переменные. Следует назвать такие классификации, как подразделение расходов на затраты определенного периода и затраты на изделие; прошлые и сметные затраты; затраты по местам возникновения затрат и зонам ответственности; по носителям затрат; деление накладных расходов на первичные и вторичные - в зависимости от конкретных целей управления предприятием.
Сравнивая системы классификации затрат, применяемые в отечественном и западном учете, можно говорить об общих моментах и различиях.
Важнейшими группировками затрат, которые используются в теории и практике учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на отечественных предприятиях, являются группировки по экономическим элементам и статьям калькуляции. Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отечественного учета перед западным, где отсутствуют подобные единые классификации затрат. Это не означает, однако, что там вообще нет детальных классификаций по видам затрат.
И у нас, и за рубежом имеют место классификации затрат на основные - накладные, прямые - косвенные, переменные - постоянные для управления себестоимостью.
При описании системы директ-костинг было подчеркнуто деление затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объемов производства. Поэтому следует поподробнее остановиться на проблематике данной классификации затрат.
Страницы: 1, 2, 3