Рефераты. Разработка автоматизированного рабочего места бухгалтера

Необходимо также отметить, что иногда разделение контрольных функций между различными органами исполнительной власти является искусственным, что дает повод думать об их объединении в будущем. Особенно это касается органов Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, поскольку они не только пользуются одной и той же информацией, но часто выполняют одинаковые функции. Одним из способов такого объединения может стать создание единой глобальной информационной системы.

Глобальная система информационного обеспечения должна включать следующую информацию, поступающую от соответствующих государственных учреждений Нестеров В.В., Желтов Н.С., Сергеев С.В. Информационное взаимодействие в финансовой система России // Налоговый вестник, №1, 1999 г.:

- сведения о поступлениях доходов и исполнения различных уровней бюджета, ведомость распределения регулирующих налогов и платежные документы к ней, решения о предоставлении и отмене льгот по налогоплательщикам, видам налогов, срокам предоставленных отсрочек, данные о стоимости лицензий, данные о страховании имущества и ответственности и т.п. - от органов Министерства РФ, в том числе от Главного управления Федерального казначейства, Департамента страхового надзора;

- сведения о налоговом учете налогоплательщиков, о нарушении налогового законодательства, об уплате штрафных санкций, о поступлении налоговых платежей, о задолженности по уплате налогов, о предоставленных налоговых льготах, перечень структурных подразделений налогоплательщиков и т.п. - от органов Министерства РФ по налогам и сборам РФ;

- сведения о налоговых правонарушениях, а также сведения, выявленные в ходе оперативно-розыскной деятельности (например, об открытых банковских счетах) - от органов Федеральной службы налоговой полиции РФ;

- сведения о безналичных платежах, в том числе соответствующие платежные документы, о состоянии банковских счетов, об итогах периодических проверок коммерческих банков и т.п. - от органов Центрального банка РФ;

- сведения о физических лицах (адресные данные, состав семьи и т.д.), о выявленных правонарушениях, о выявленных в результате оперативно-следственной деятельности банковских счетах и т.п. - от органов Министерства внутренних дел РФ;

- сведения об уплате различных таможенных платежей, о заявленной стоимости товаров и иного имущества, провозимых через таможенную границу РФ - от органов Государственного таможенного комитета РФ;

- статистическая информация, статистические коды и т.п. - от органов Государственного комитета РФ по статистике;

- данные о земельной собственности - от органов Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству и архитектуры;

- сведения о приватизации собственности - от органов Министерства государственного имущества РФ;

- сведения об источниках доходов, о занятости в РФ - от Федеральной службы по труду и занятости;

- данные о регистрации организаций, о приобретении лицензий, реестры местных сборов и платежей - от органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Автоматизация обработки данных сведений позволит соответствующим государственным органам не только качественно и в кратчайшие сроки выполнять свои функции по учету финансовых потоков, но и выявлять налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет или от уплаты налогов, или бюджетополучателей, расходующих бюджетные средства не по целевому назначению, путем проведения аналитических процедур.

Автоматизация внутриведомственного документооборота позволит освободить рабочее время чиновников, использовать однажды введенные в автоматизированную информационную систему данные для различных целей и различными пользователями, не прибегая к использованию бумажных носителей, что значительно уменьшит вероятность ошибки «ручного набора».

Автоматизированная система информационного обеспечения должна включать следующие базы данных:

1. Государственный реестр налогоплательщиков, который будет включать идентификационные, статистические, ученые и другие характеристики (ИНН, адреса, сведения о руководстве, виды деятельности, ведомственная принадлежность, данные об учредителях, организационно-правовая форма, размер уставного капитала, форма уплаты налогов, наличие льгот по налогообложению, число дебиторов, задолженность предприятия перед бюджетом и т.п.). При этом необходимо автоматическое выделение крупнейших налогоплательщиков, субъектов с большими суммами задолженностей и т.д.

2. База данных нарушений налогового законодательства, где должна собираться информация о характеристиках проведенных контрольных мероприятий, их результатов и решений, принятых на их основе. Эта база данных позволит более точно определять эффективность контрольных мероприятий, в том числе в разрезе различных контрольных органов.

3. База данных банковских счетов, которая содержит сведения о финансовых потоках в разрезе отдельных видов банковских счетов и банков.

4. База данных о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц на лицевые счета государственного бюджета в разрезе видов данных поступлений (различные налоги, штрафные санкции, недоимки, переплаты), а также налоговых льгот.

Как показывает опыт, в настоящее время наиболее перспективной становится персонификация учета уплаты налогов, взносов, различных выплат и других движений государственных средств в разрезе отдельных юридических и физических лиц, государственных учреждений.

Программное обеспечение

В области статистических расчетов функций контроля в данный момент наиболее автоматизированным является процесс казначейского исполнения бюджета. Эта система предназначена для управления бюджетными средствами в целях контроля за их целевым расходованием и поступлением. Она предполагает консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета (также только с этого счета должно производится расходование бюджетных средств), внедрение более совершенных технологий в процесс исполнения бюджета, в том числе в процесс финансового планирования и управления наличными средствами бюджета. Для этих целей было создано Федеральное казначейство в структуре органов Министерства финансов.

Несмотря на все положительные моменты внедрения данной системы исполнения бюджета, она имеет ряд недостатков, одним из которых является явное замедление движения бюджетных средств, что значительно снижает эффект от их использования. Это также определяет необходимость решения вопроса об автоматизации казначейского исполнения бюджета.

При казначейском исполнении бюджета можно выделить следующие процессы, подлежащие автоматизации:

- бюджетное планирование (создание и утверждение проекта бюджета);

- расчетное обслуживание (наиболее важным здесь является санкционирование расходования бюджетных средств);

- процедуры финансового контроля (в т.ч. операционный контроль, при котором нецелевое расходование становится физически невозможным, включающий контроль цен, договоров и т.д.);

- управленческий учет и анализ.

На этапе создания и утверждения бюджетов необходимо предусмотреть использование отчетности предыдущих лет, возможность изменения существующих показателей (гибкий режим), желательно наличие автоматической генерации всех необходимых для принятия проекта бюджета документов, а также автоматическое создание перспективного финансового плана баланса финансовых ресурсов. Здесь необходимо выделение подсистемы учета договоров, которые заключают получатели бюджетных средств со своими поставщиками и подрядчиками. Принципом работы этой подсистемы должна стать аккумуляция в контрольном центре данных о планируемых и текущих договорах, степень их исполнения и состояние оплаты. При использовании информации о договорах, отчетности прошлых лет планирование бюджета будет более качественным, но и более трудоемким, что определяет необходимость использования современных методов анализа и моделирования.

При автоматизации процесса санкционирования расходования бюджетных средств для повышения его эффективности и исключения механических ошибок необходимо согласовать следующие процессы: составление и утверждение бюджетной росписи, утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом идеальным был бы вариант автоматизированного взаимодействия органов казначейства, распорядителей бюджетных средств и конкретных бюджетополучателей. Для последних, необходимо предусмотреть специальную подсистему, поддерживающую функции удаленного администрирования.

Наиболее сложной является автоматизация операционного контроля, который проводится до проведения самого платежа, т.е. при приеме заявки на платеж. При приеме платежного поручения казначейством осуществляется автоматическая проверка достаточности лимита, а также сверка с базой данных казначейства, которая может содержать любые задаваемые администрацией параметры срочности и приоритетности. Желательно на этом этапе автоматически проверять заданные в контрактах и договорах цены, что должно исключить возможность злоупотреблений путем закупки товаров по заведомо завышенным ценам. Но при этом без предварительного согласования договоров с государственными органами невозможно обойтись без конфликтных ситуаций. Поэтому подсистема учета договоров должна быть двухуровневой и иметь обратную связь, т.е. на первом этапе в систему заносятся предварительные параметры договоров (условия, стоимость, сроки и т.п.), получаемые от бюджетополучателей, а затем они должны быть либо подтверждены, либо бюджетополучателю отправляются замечания по договору.

Автоматизация процесса бюджетного учета и генерация отчетности должна проводится с учетом специфики бюджетных организаций, т.е. должен быть предусмотрен бухгалтерский учет как у самого казначейства, так и у получателей бюджетных средств в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, формирование первичных документов, а также ведение аналитического учета, контроль состояния счетов и документов, выпуск различных форм отчетности за любые временные периоды и т.д.

В этой сфере необходимо учитывать необходимость автоматизации как у органов казначейства, так и у конкретных получателей бюджетных средств, в том числе бюджетных распорядителей.

Существуют различные разработки для решения данных вопросов автоматизации казначейского исполнения бюджета.

Так, Региональный вычислительный центр в Чебоксарах создал программные продукты «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях (Центр-Ф, Центр-КС)» для органов федерального казначейства. Горин В.А., Нестеров В.В. Программное обеспечение для казначейского исполнения доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях // Финансы, №3, 2001 г. Авторы публикаций об этих программных продуктах утверждают, что в этих пакетах автоматизированы важнейшие функции учета - учет финансирования расходов бюджетов различных уровней, бюджетных и внебюджетных фондов, учет бюджетных обязательств и их лимитов, полных бухгалтерский учет с выходом на баланс исполнения бюджетов. Здесь также предусмотрены функции распределения доходов по уровням бюджетов и по фондам до формирования, электронного обмена и свода различных отчетов. В программах предусмотрен специальный модуль, который представляет собой автоматизированное рабочее место руководителя («АРМ руководителя»). С его помощью можно получать информацию об исполнении бюджета в виде аналитических графиков, диаграмм, таблиц и т.п. Достоинством данных программ является наличие единой нормативно-справочной информации. Ядром данных систем является единый план счетов, на его основе формируется бухгалтерская отчетность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.