Рефераты. Планирование и прогнозирование в условиях рынка

17,2-8,8-6,0-0,4-0,2=1,8 (д.ед.)

Однако для обоснования такой суммы кредита еще требуется проверка посредством составления шахматной таблицы, увязывающей источники средств с адресными расходами.

Вывод. Согласно балансу доходов и расходов фирме для нормальной деятельности необходимы кредиты на сумму 1,8 д. ед.

Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентаций на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.

Пример 2. Определить норму (план) оборачиваемости товарных запасов в днях по фирме на II квартал планируемого года, используя следующие данные оборачиваемости запасов (в днях) за аналогичные периоды прошлых лет:

1-й год - 5,0 4-й год - 4,5

2-й год - 4,8 5-й год - 4,3

3-й год - 4,2 6-й год - ?

Расчет. Для обоснования нормы оборачиваемости на будущее можно использовать опытно-статистический метод, предполагающий учет фактических данных оборачиваемости запасов в фирме за II квартал прошлых лет. При нахождении нормативной величины оборачиваемости можно использовать разные приемы этого метода: а) расчет по средней арифметической; б) экстраполяцию по убывающей тенденции; в) расчет по ежегодному проценту изменений; г) посредством скользящей средней; д) экспертный, т.е. «на глазок» и др. Если учесть тенденцию сокращения оборачиваемости запасов в динамике последних лет, то представляется, что можно установить норму в днях на будущий период по минимальной величине - 4,2 дня. Однако в любом случае рассчитанная величина должна быть оценена специалистом с точки зрения ее реальности. Выбор приема расчета зависит от квалификации, опыта и интуиции плановика, от его представления об адекватности применяемого способа расчета для решения данной задачи.

Вывод. Норма оборачиваемости товарных запасов фирмы на II квартал планируемого года может составить 4,2 дня.

Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия «норматив» и «норма». Норматив - это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма - это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологические и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Пример 3. Определить плановую потребность хлебопекарни ва муке для производства ржаного хлеба. План выпуска товарной продукции - 2000 т., норма выхода готовой продукции - 156% к затратам муки.

Расчет. Исходя из пропорции:

2000 - 156%

x - 100%,

определим:

x = 2000*100%:156% = 1282 (т).

Вывод. Норма выхода готовой продукции определяет потребность в муке для хлебопекарни в количестве 1282 т.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показатели под воздействием применяемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.

Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

Пример 4. Составить план розничного товарооборота торговой фирмы на 2003г. Известно, что прогноз этого показателя по фирме определен в размере 419 д.ед.

Расчет. Специальносты фирмы обосновали, что с учетом мер бонификации, т.е. системы оплаты товаров, которая использует различные виды премирования участников, что потребует 5 д.ед. расходов, можно дополнительно к прошлым периодам получить оборот на сумму 15 д. ед. Тогда обоснование плана розничного товарооборота может быть следующим:

а) базовая величина плана согласно прогнозу - 419 д. ед.

б) дополнительный оборот за счет бонификации - 15 д. ед.

Итого 434 д. ед.

Примечание: к такому обоснованию плана товарооборота необходимо приложить план мероприятий, предусматривающий:

- виды поощрений;

- систему критериев бонификации;

- список ответственных исполнителей;

- необходимые действия и сроки их осуществления;

- ожидаемый эффект в виде прироста товарооборота на сумму 15 д. ед., а также прибыли.

Вывод. План розничного товарооборота фирмы на 2003 г. может быть утвержден в сумме 434 д. ед.

Задача 12.1.

Фирма продает свою продукцию в условиях совершенной конкуренции. Определить:

1) наиболее выгодный для фирмы объем реализации на основе сопоставления валовых показателей и предельных показателей;

2) показать на графике кривые валовой выручки (ВВ) и кривую валовых издержек (ВИ), а также прибыль (П) при наиболее выгодном объеме реализации;

3) показать на графике кривые предельного дохода (ПД) и предельных издержек (ПРИЗ);

4) найти наименьшую цену реализации, которую может принять фирма в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Решение.

1.

Таблица 1.

Объем реализации, шт.

ВВ, тыс. д. ед.

Постоянные издержки тыс. д. ед.

Переменные издержки тыс. д. ед.

ВИ, тыс. д. ед.

П, тыс. д. ед.

100

200

300

400

500

600

700

800

100

200

300

400

500

600

700

800

50

50

50

50

50

50

50

50

74

156

180

225

300

380

500

610

124

206

230

275

350

430

550

660

-24

-6

70

125

150

170

150

140

ВИ = Пост. Изд. + Пер. изд.; П = ВВ - ВИ; ВВ = Цена ? М

При объеме 600 шт. наиболее выгодна цена реализации.

Таблица 2

Объем реализации, шт.

ВИ, тыс. д. ед.

ПРИЗ, д. ед.

ПД, д. ед.

100

200

300

400

500

600

700

800

124

206

230

275

350

430

550

660

-

820

240

450

750

800

1200

1100

-

1000

1000

1000

1000

1000

1000

1000

ПД = ; ПРИЗ = .

Наиболее выгодный объем реализации равен 300 шт.

2.

Ответ: Объем = 200 шт., при ВВ = ВИ, П = 0

Прибыль = 140 тыс. д. ед.

При максимальном объеме прибыль = 140 тыс. д. ед.

3.

Оптимальная величина объема реализации равна 670 шт.

4.

Объем реализации, шт.

СПИ, д. ед.

СВИ, д. ед.

100

200

300

400

500

600

700

800

740

780

600

562,5

600

633,3

714,3

762,5

1240

1030

766,7

687,5

700

716,7

785,7

825

СПИМ = ; СВИ = .

Ценаmin = 562,5 - краткосрочная перспектива

Ценаmin = 687,5 - долгосрочная перспектива.

Список литературы.

1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: (Учебно-методическое пособие). - М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА. - М, 2006

3. Владимирова Л. Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. - М., 2005г.

4. Горемыкин В. А. и др. Планирование на предприятии: учебник для студентов ВУЗов - М., 2000г.

5. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. Пособие для ВУЗов. - Минск, 2005.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.