Рефераты. Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

При мемориально - ордерной форме учета хронологическая запись операций отделена от систематической. Хронологическая запись осуществляется в специальном регистре - регистрационном журнале, куда записывают все мемориальные ордера по мере их оформления, приписывая им текущие номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет контролировать сохранность мемориальных ордеров, документов и приложений к ним. А так же соответствие общей суммы записей месячным оборотам по синтетическим счетам. Для мемориальных ордеров по повторяющимся ежемесячно записям предусматривают постоянные номера.

После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера записывают в Главную книгу. Это систематический регистр синтетического учета. Здесь отражают номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям. В Главной книге записи группируют обороты по каждому синтетическому (главному) счету, как по дебету, так и по кредиту. Записывают отдельно в графах по корреспондирующим счетам. В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.

Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в книгах, карточках и на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делают непосредственно с документов приложенных к мемориальным ордерам в конце отчетного месяца на основании записей в аналитических учетных регистрах составляют оборотные или сальдовые ведомости. Одну на группу аналитических счетов объединенных соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итоговых оборотов и сальдо аналитических счетов с объединением их с синтетическими счетами. Такая сверка обязательна поскольку позволяют выявлять и устранять многие ошибки. После сверки и исправления большинства ошибок составляют бухгалтерский баланс. Мемориально - ордерные формы отличаются простотой, обеспечив разделение учетного труда благодаря чему получена мировое распространение. Она использовалась в отечественном учете в течение длительного времени и постоянно совершенствовалась. На смену книгам пришли свободные листы. На основании ведомостей были разработаны новые регистры. То есть журналы, что позволило создать более прогрессивную форму бухгалтерского учета. То есть журнально - ордерную [5].

Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов организации.

Месячные итоговые данные журналов-ордеров пере-носятся в Главную книгу (ГК), в которой для их записи в каждом счете отведена одна строка.

Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназ-начена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдель-ным счетам и для составления отчетного баланса.

Главная книга и журналы-ордера дают полную, раз-вернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.

Значение Главной книги еще и в том, что она позво-ляет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности пред-приятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.

Главным недостатком журнально-ордерной формы учета, на наш взгляд, является ее неэффективность для ав-томатизации, так как из-за многографности журналов-ор-деров и ведомостей визуально не охватывается их объём экраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере.

Применение журнально-ордерной формы учета зна-чительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров анали-тического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомо-стей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.

Так как регистрация хозяйственных операций в сче-тах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной запи-си, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги. Некоторые бухгалтеры счи-тают, что поэтому отпадает надобность в составлении обо-ротной ведомости по счетам Главной книги и переносят итоговые данные Главной книги в баланс.

Нам представляется, что при неравенстве актива и пассива в этом случае очень трудно будет найти ошибку. Поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять не только оборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость по счетам синтетического учета.

И только потом на основании сальдово-оборотной ведомости, учетных регистров и даже отдельных первич-ных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов [8, с.210].

Организация бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализи-рованной организацией или соответствующим специалистом на до-говорных началах. Организация может выделить на отдельный ба-ланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представи-тельства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие, в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или дру-гим работником по письменному распоряжению руководителя ор-ганизации.

Определение количества и сроков проведения инвентаризации иму-щества и обязательств. При проведении обязательных инвентариза-ций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов -- один раз в пять лет.

В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может прово-диться в период их наименьших остатков. Количество не обязатель-ных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организа-цией.

Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроиз-водственного учета, функционирования и контроля, исходя из осо-бенностей функционирования и требований управления производ-ством и реализацией продукции.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, сущест-венно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бух-галтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными поль-зователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финан-совых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при фор-мировании учетной политики организации и подлежащим раскры-тию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки произ-водственных запасов, товаров, незавершенного производства и го-товой продукции, признания прибыли от продажи продукции, то-варов, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объ-еме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ № 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности [7, c.342].

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтер-ской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгал-терской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные ока-зать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение малого бизнеса в рыночной  экономике, очень  велико.  Без малого  бизнеса рыночная экономика ни функционировать,  ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем   экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор,  определяющий темпы  экономического роста,  структуру и качество валового национального продукта;  во всех развитых  странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов  ВНП. Поэтому  абсолютное большинство развитых государств всемерно  поощряет  деятельность малого бизнеса. Но, несмотря на опыт стран с развитой экономикой правительственная программа России по  развитию  малого бизнеса тормозит его развитие.

Можно указать на четыре недостатка  правительственной  программы, сдерживающих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверх  высокие  налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность  и   бездифицитность  бюджета.  Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 10-12%  прибыли. В результате малые предприятия становятся  на  грань  банкротства  независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный  недостаток  реформы связан с логикой развертывания преобразований.  Основное противоречие сегодняшней политики  -  попытка обеспечить переход к рынку административно - командными методами сверху,  игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя.  Сама же  логика  со здания  рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному  созданию  рыночной  инфраструктуры (налоговая,  кредитная политика,  банки,  биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток  реформы  -   практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала для  малого  предпринимателя  на старте.   Существует   три  источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения,  кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков,  вкладывать деньги в малый бизнес  из-за  большого риска и отсутствия гарантий.  Третий источник, тоже пока не работает,  кроме того,  нужно учитывать их уровень  -  10 тыс.  рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае  это  будет маленькое едино временное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к  контактам  с  теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный  недостаток  -  отсутствие систем  государственной и общественной поддержки малого бизнеса.  С большим  запозданием создан государственный орган,  призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых  предприятий и   предпринимательства  при Госкомимуществе РФ.  Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств,  скудность его финансовых  ресурсов свидетельствуют о крайней  ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность  в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию,  ему вменяется в обязанность поддержка не  только малого бизнеса,  но и предпринимательства в целом,  а оно,  как  известно,  опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом,  и притом  за  весьма продолжительное время.

Местные власти отнюдь не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные  бюджеты.  Власти не желают связывать перспективы развития  собственного  района  с  малым  бизнесом. Власти  не  всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств,  так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.  Очень часто МП предприятия создаются на базе  старых  государственных предприятий.  На пример, в Москве 60 % кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий  общепита.  В итоге,  количество кафе не увеличилось,  а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к  новым формам его проявления.  Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области.   Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Эти основные недостатки,  да и многие другие сдерживают  развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной  сфере,  начавший  набирать силу в 1991 году,  в 1992 году фактически прекратился.  По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ,  "за 1992 год в России практически не  возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере".  Для сравнения, в развитой рыночной экономике  процесс  образования  новых  фирм идет нарастающим потоком.  Если в США в 1970 году  возникло  264 тыс.  новых предприятий,  то в 1980 году -  532 тыс.,  а  в 1988 году - 682, тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн.  деловых  предприятий, прежде  всего в малом бизнесе [14].

Сложившаяся  экономическая обстановка, подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной  экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы,  идущей от малых предприятий,  недостаточно.  Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий.  Только  правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Список литературы:

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н).

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н).

4. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

5.Большакова Л. Г., преподаватель бухгалтерского учета, анализа и аудита Российской международной академии туризма, курс лекций.2007.

6.Журавлева Г.П., Львов Д.С., Петраков Н.Я. Экономическая теория: -М.: Вектор, 2006.-423с.

7.Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, изд.3:-М.: ИНФРА, 2006.-637с.

8 . Медведев А.Н., Медведева Т.В. Практическая бухгалтерия: от создания до ликвидации организации: - М.: ИНФРА-М, 2003.- 392с.

9.Поленова С.Н. К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, курс лекций по бухгалтерскому учету, 2007.

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО "Новое знание", 2005-297с.

11. Жарова Л. Г., аналитик сайта, автор статьи «Малый бизнес в России»10.12.2005, http://www.nisse.ru/analitics.html?id=mb_russia&part=p1_5

12. Положения по бухгалтерскому учету, http://www.ipbr.ru/?page=norm_akti&norm

13.Мережко Е.А., Организация бухгалтерского учета, ноябрь, 2006, http://www.dist-cons.ru/

14.Кудрин Л.А., заместитель председателя правительства - министр финансов РФ, 22.08.2007.http://www.ipbr.ru

15.Лебедев А., Аналитика рынка, «Московский бухгалтер», № 24-2007,http://www.gaap.ru/biblio/gaap-ias/strategi/026.asp

16.Справочные материалы, глоссарий, http://www1.minfin.ru/buh/buh_pzinpa_pnpa.htm

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.