В целях обеспечения поставленных задач предлагалось: ·подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты; ·в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
- пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
- пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции ·по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
- ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.
Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета.
Таблица 4.
Наименование положений (стандартов)
Срок выполнения
Фактически выполнено
Общие вопросы раскрытия информации
Бухгалтерская отчетность
III квартал 1998 г.
ПБУ 4/98; 06.07.99
Сводная бухгалтерская отчетность
I квартал 1999г.
Прибыль на акцию
I квартал 1999 г.
Информация по сегментам
IV квартал 1998 г.
Информация о связанных сторонах
Прекращенные операции
IV квартал 1999 г.
Учетная политика организации
ПБУ 1/98; 09.12.98
Условные факты хозяйственной деятельности
ПБУ 8/98; 25.11.98
События после отчетной даты
ПБУ 7/98; 25.11.98
Активы и обязательства организации
Основные средства
ПБУ 6/97; 03.09.97
Материально-производственные запасы
II квартал 1998 г.
ПБУ 5/98; 15.06.98
Нематериальные активы
IV квартал 1999г.
Финансовые вложения
Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте
II квартал 1999 г.
ПБУ 3/95; 13.06.95
Реорганизация организаций
III квартал 1999г.
Аренда основных средств
III квартал 1999 г.
Доверительное управление имуществом
приказ Минфина РФ от 25.12.98 №68н
Финансовые результаты деятельности организации
Доходы организации
ПБУ 9/99; 06.05.99
Затраты организации
ПБУ 10/99; 06.05.99
Договоры на капитальное строительство
ПБУ2/94; 20.12.94
Расчеты по налогам
Государственная помощь
Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно «пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.
Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО.
Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.
В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы.
Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.
Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению.
Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться объектами авторского права.
Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО.
Таблица 5.
№
Наименование МСФО
Дата введения
Соответствующий нормативный документ бухгалтерского учета РФ
1
Представление финансовой отчетности
01.07.98
ПБУ 4/99
2
Запасы
01.01.95
ПБУ 5/98
3
Учет амортизации
01.01.97
ПБУ 6/97 (раздел 4)
4
Отчет о движении денежных средств
01.01.94
ПБУ 4/99, Инструкция о годовой отчетности
5
Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки в учетной политике
ПБУ9/99, ПБУ 1/98,
6
Затраты на исследования и разработки
Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные Миннауки РФ, Минэкономики РФ и Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46
7
Условные события и события, происшедшие после отчетной даты
01.01.80
ПБУ7/98, ПБУ8/98
8
Договоры подряда
ПБУ 2/94 (в части договора строи тельного подряда)
9
Налоги на прибыль
01.01.98
Инструкция Госналогслужбы РФ о порядке исчисления налога на прибыль
10
Сегментная отчетность
Информация, отражающая влияние цен
11
01.01.83
12
01.07.99
ПБУ6/97
13
Аренда
01.01.99
ПБУ6/97 (раздел 6)
14
Выручка
ПБУ9/99
15
Вознаграждение работникам
16
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи
01.01.84
17
Влияние изменения валютных курсов
ПБУЗ/95**
18
Объединение компаний
19
Затраты по займам
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п.73
20
Раскрытие информации о связанных сторонах
01.01.86
21
Учет инвестиций
01.01.87
Положение по учету долгосрочных инвестиций (приказ Минфина РФ от 30.12.93 № 160)
22
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)
01.01.88
23
Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании
приказ Минфина РФ от 30.12.96 №112
24
Учет инвестиций в ассоциированные компании
01.01.90 (кроме параграфов 23 и 24)
25
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
01.01.90
26
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов
01.01.91
27
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности
01.01.92
приказ Минфина РФ от 25 декабря 1998 г. № 68н
28
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации
01.01.96
29
30
Промежуточная финансовая отчетность
ПБУ4/99
31
Прекращаемая деятельность
32
Обесценение активов
33
Резервы, условные обязательства и условные активы
Инструкция о бухгалтерской отчетности, ПБУ8/98.
34
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57
35
Финансовые инструменты: признание и оценка
При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.
Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности.
Заключение.
Несмотря на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются национальные различия в правилах составления финансовых отчетов. Некоторые различия незначительны, но многих беспокоит решение таких принципиальных вопросов, как отчет о слияниях и пенсионных фондах, а также возможная необходимость отступления от традиционных базовых принципов, какова распространенная в Германии приверженность к защите интересов кредиторов.
Учет и отчетность являются продуктом развития экономических и политических систем, а потому сближение правил учета, скорее, будет результатом более широкого сближения, чем его причиной. Конкуренция между национальными фондовыми биржами за право котировать новые акции, а также пропасть между режимами регулирования в США и в других странах разожгли новый интерес к международным правилам и работе Комитета по международным правилам учета. Трудность решения проблем остается прежней, и похоже, что прогресс более вероятен в случаях, когда гибкость международных правил позволит охватить наибольшее число национальных стандартов учета. Нет сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам будет яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности и попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги, чем в США.
Список литературы.
1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с.
2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.
3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с.
4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.
5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с.
6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с.
7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9.
8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10.
9. Международные стандарты бух. отчетности «общая характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.
10. «Мастерство: Финансы» Ричард Лефтвич
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6