2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Профессиональная компетентность и должная тщательность: профессиональный бухгалтер (аудитор) предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий;
Профессиональная компетентность
Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) не должны преувеличивать свои знания и опыт.
Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
Достижение профессиональной компетентности. Для достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего или среднепрофессионального общего образования, затем - специального образования, после которого следует практическая работа.
Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне:
а) для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;
б) в процессе предоставления услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен руководствоваться программой обеспечения контроля качества, отвечающей соответствующим требованиям ИПБ России, национальным и международным требованиям;
в) профессиональным бухгалтерам и аудиторам необходимо ежегодно повышать квалификацию в соответствии с программами, утвержденными ИПБ России и Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.
2. ПМАП «Методы аудита с помощью компьютеров»
Положения по международной аудиторской практике (ПМАП) представляют собой объединенную в данном разделе группу документов, которые в той или иной степени связаны с аудитом финансовой отчетности при некоторых специфических направлениях их деятельности. ПМАП не имеют силы стандартов, но оказывают практическую помощь аудиторам в ходе проведения проверок. В каждом конкретном ПМАП отдельные аспекты применения МСА рассматриваются более детально и скрупулезно, чем в основном тексте стандартов.
ПМАП 1009 «Методы аудита с помощью компьютера» Данное Положение описывает методы проведения аудита с помощью компьютера (МАПК). МАПК могут использоваться в следующих случаях:
· при детальном тестировании операций и сальдо с использованием аудиторских программ (например, при выборке счетов-фактур);
· при выявлении несоответствий или значительных отклонений при проведении аналитических процедур;
· при проведении тестов общих средств контроля (например, при тестировании процедур доступа к программным библиотекам);
· при тестировании прикладных средств контроля;
· при пересчете данных ранее проведенных системами бухгалтерского учета клиента др.
Если аудитор решил использовать МАПК, он должен:
· установить цели использования МАКП;
· определить содержание файлов клиента и порядок доступа к ним;
· произвести отбор хозяйственных операций, которые должны быть протестированы;
· определить перечень аудиторских процедур;
· назначить аудиторов и специалистов, отвечающих за компьютерную обработку данных;
· определить, насколько соблюдается принцип выгодности при использовании МАКП;
· обеспечить контроль и документирование в ходе МАКП;
· организовать администрирование и оценку полученных в ходе МАКП данных.
Контроль со стороны аудитора может заключаться в его участии в разработке и тестировании компьютерных программ, ознакомлении с инструкцией по инсталляции программ в компьютерную среду клиента, обеспечением использования правильных файлов и т.д.
3. Аудиторский отчет по аудиторским заданиям для специальных целей
Цель данного Международного стандарта аудита (МСА 800) -- установление стандартов и предоставление руководства в связи с аудиторскими заданиями для специальных целей:
финансовая отчетность, подготовленная в соответствии со всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными от МСФО или национальных стандартов;
определенные счета, элементы счетов или статьи финансовой отчетности (в дальнейшем именуемые отчетами (заключениями) по компонентам финансовой отчетности);
соответствие контрактным договоренностям;
обобщенная финансовая отчетность.
Данный МСА не применяется в рамках заданий, предусматри-вающих проведение обзорной проверки, согласованных процедур или компиляцию.
Аудитор должен проверить и оценить выводы, сделанные на основе аудиторских доказательств, полученных в ходе аудитор-ского задания для специальных целей, в качестве основы для вы-ражения мнения. Отчет (заключение) должен содержать ясно выраженное в письменном виде мнение.
Характер, временные рамки и объем работ, которые необ-ходимо выполнить по аудиторскому заданию для специальных целей, будут различны в зависимости от обстоятельств. До начала выполнения аудиторского задания для специальных целей ауди-тор должен убедиться в достижении согласия с клиентом относи-тельно точного характера задания, формы и содержания отчета (заключения).
При планировании аудиторской работы аудитору необходимо четко понимать цель использования информации, по которой го-товится отчет (заключение), и знать, кто скорее всего будет ею пользоваться. Во избежание использования аудиторского отчета (заключения) для тех целей, для которых он не предназначен, аудитор может указать в отчете (заключении) цель, для которой он подготовлен, и изложить любые ограничения относительно его распространения и использования.
Отчет (заключение) аудитора по аудиторскому заданию для специальных целей кроме отчета (заключения) по обобщенной финансовой отчетности должен содержать следующие основные элементы:
а) название;
б) адресат;
в) открывающий или вводный абзац:
указание проаудированной финансовой информации;
заявление об ответственности руководства субъекта и ответственности аудитора;
г) абзац, описывающий объем (характер аудита):
ссылка на МСА, применимые к аудиторскому заданию для специальных целей, или на соответствующие национальные стандарты или практику;
описание работы, выполненной аудитором;
д) абзац, выражающий мнение по поводу финансовой информации;
е) дата отчета (заключения);
ж) адрес аудитора;
з) подпись аудитора.
Желательно соблюдать единообразие формы и содержания аудиторского отчета (заключения), поскольку это способствует лучшему его пониманию.
В случае, если субъект представляет финансовую информацию правительственным органам, доверительным собственникам (уп-равляющим), страховщикам и другим субъектам, может быть предписана форма аудиторского отчета (заключения). Такие пред-писанные отчеты (заключения) могут не соответствовать требова-ниям данного МСА. Например, предписанный отчет (заключение) может требовать заверения фактов, в то время как уместным явля-ется выражение мнения; может требовать выражения мнения по вопросам, выходящим за рамки аудита; может не включать суще-ственные формулировки. Если требуется представить отчет (за-ключение) в предписанной форме, то аудитор должен рассмотреть содержание и формулировки предписанного отчета (заключения) и в случае необходимости внести необходимые поправки в соот-ветствии с требованиями данного МСА, либо изменяя формулировки, либо прилагая отдельный отчет.
Прежде чем представить отчет (заключение) в отношении информации, оговоренной в соглашении, аудитору необходимо определить, не были ли сделаны руководством значимые интер-претации соглашения при подготовке информации. Интерпретация считается значимой, когда принятие другой разумной интерпре-тации вызывает существенные различия в финансовой информации.
Аудитор должен проверить, ясно ли раскрыты в финансовой информации все существенные моменты в толковании соглаше-ния, на которых основывается финансовая информация. В отчете (заключении) аудитора по аудиторскому заданию для специаль-ных целей аудитор может сделать ссылку на примечания к фи-нансовой информации, где описываются такие толкования.
Финансовая отчетность может быть подготовлена для особых целей в соответствии с всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными от МСФО или соответствующих национальных стандартов бухгалтерского учета (далее - другие всесторонние основы бухгалтерского учета). Совокупность бухгалтерских условий, разработанных для удовлетворения индивидуальных предпочте-ний, не является всесторонней основой бухгалтерского учета. Другими всесторонними основными принципами подготовки фи-нансовой отчетности могут быть:
используемые субъектом для подготовки декларации о налоге на доход;
основы бухгалтерского учета по принципу поступлений и платежей денежных средств;
положения о финансовой отчетности, принятые государственным органом регулирования.
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с другими всесторонними основами бухгалтерского учета, должен содержать заявление, указывающее на применяемые основы бухгалтерского учета или включающее ссылку на пояснения к финансовой отчетности, содержащие такую информацию. В мнении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соот-ветствии с указанными основами бухгалтерского, учета. Термины, используемые для выражения аудиторского мнения: «дает досто-верный и справедливый взгляд» или «представляет справедливо во всех существенных отношениях»; указанные термины являются эквивалентными.
Страницы: 1, 2