Рефераты. Международные стандарты аудита

При проведении сопутствующих услуг аудитор должен:

* планировать свою работу;

* направить клиенту письмо-обязательство;

* документировать необходимую информацию для того, чтобы подтвердить выполнение работы в соответствии с МСА.

Обзор финансовой отчетности -- услуга, при проведении которой аудитор должен определить наличие обстоятельств, указывающих на то, что финансовая отчетность не была составлена во всех существен-ных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности. Проведение обзора, в отличие от аудита, не предполагает:

* оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

* проверки бухгалтерских записей;

* получения ответов на запросы;

* полного набора доказательств, получаемых в ходе проверки, наблюдения, подтверждений и расчетов.

Согласно МСА 910 «Задания по обзору финансовой информа-ции» доказательства, необходимые для достижения цели обзора, аудитор получает в первую очередь посредством проведения опроса и аналитических процедур.

В ходе обзора аудитор может допустить средний (более низкий по сравнению с аудитом финансовой отчетности) уровень уверенности в том, что проверяемая информация не содержит существенных иска-жений. По результатам обзора в аудиторском отчете формулируется мнение в виде негативной уверенности. Следо-вательно, негативная уверенность -- это отрицание факта обнаруже-ния каких-либо значительных искажений, выраженное по результатам проведенных работ.

Аудитор должен обратить внимание клиента на то, что обзор не является аудиторской проверкой, а составленное по результатам об-зора заключение не выражает аудиторского мнения о достоверности финансовой отчетности. Кроме того, необходимо разъяснить клиен-ту, что на обзор нельзя полагаться как на средство выявления оши-бок, незаконных действий или других нарушений.

Тем не менее при проведении обзора аудитор руководствуется теми же общими профессиональными принципами и соображениями в отношении существенности, целесообразности использования ра-боты других лиц, рассмотрения последующих событий, что и при вы-ражении аудиторского мнения о финансовой отчетности.

Заключение по обзору имеет структуру, во многом схожую с ауди-торским заключением по финансовой отчетности, и формируется в зависимости от результатов работы аудитора.

Согласованные процедуры -- действия аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, субъектом и лю-быми соответствующими третьими сторонами. Работа по выполнению со-гласованных процедур может касаться таких статей отчетности, как де-биторская задолженность, операции со связанными сторонами, объем продаж и прибыли подразделений, а также финансовых отчетов. Стандарты и рекомендации по данному виду услуг установлены МСА 930 «Задания по выполнению согласованных процедур».

При определении условий задания аудитор должен обратить вни-мание руководства клиента на то, что выполняемые процедуры не будут являться аудиторской проверкой или обзором и что аудитор-ское мнение по результатам такой работы не выражается. Кроме того, аудитор устанавливает ограничения в отношении распростране-ния информации отчета о фактических результатах.

Аудитору рекомендуется использовать следующие методы получе-ния информации, касающейся условий задания:

* опрос;

* анализ, сравнение;

* проверку расчетов;

* сквозную проверку;

* наблюдение;

* осмотр;

* запрос и подтверждение.

В случае проведения согласованных процедур аудитор представ-ляет в виде отчета сторонам, участвующим в договоренности, только фактические выводы без выражения уверенности. Пользователи от-чета самостоятельно оценивают объем проведенных процедур и пред-ложенные выводы и составляют собственные заключения на основе данных работы аудитора. Аудитор должен представить выводы по по-воду задолженности клиента поставщику, подтвержденной проверен-ными документами.

В отчете, помимо обычных реквизитов и параграфов, должны быть отражены следующие принципиальные моменты:

-- заявление о согласовании выполненных процедур с получате-лем отчета;

-- перечень конкретных выполненных процедур;

-- заявление о том, что процедуры не являются аудиторской про-веркой или обзором;

-- указание на ограниченность объема процедур целью догово-ренности и упоминание о том, что при проведении дополнительных процедур, проверки или обзора могли быть обнаружены и другие проблемы, требующие отражения в отчете. Данная информация включается для того, чтобы не вызывать неоправданных ожиданий в отношении выявления всех обстоятельств, интересующих получате-лей отчета.

Подготовка финансовой информации -- это сбор, классификация, обобщение и представление финансовой информации с применени-ем знаний аудитора в области бухгалтерского учета (например, со-ставление бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчет-ности на основе предоставленных клиентом данных бухгалтерского учета). При оказании данной услуги аудитор выступает в роли бухгал-тера, поэтому в тексте МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации» используется именно этот термин.

При определении условий задания бухгалтер должен проинфор-мировать руководство клиента о следующем:

-- выполнение задания не предусматривает проведение аудитор-ской проверки или обзора, не предполагает выражения уверенности в достоверности информации, не гарантирует выявления ошибок или нарушений;

-- ответственность за полноту и точность предоставляемой бух-галтеру информации несет руководство клиента;

-- финансовая информация будет подготовлена с соблюдением перечисленных в отчете принципов бухгалтерского учета, кроме того, будут раскрыты все известные отступления от этих принципов (коли-чественную оценку таких отступлений приводить необязательно).

Для подготовки финансовой информации бухгалтер получает общее представление о характере финансово-хозяйственной деятель-ности клиента, формах его бухгалтерских записей и основах финансовой отчетности, в соответствии с которыми должна быть представ-лена требуемая информация. В обязанности бухгалтера не входит:

* оценка достоверности и полноты предоставленной инфор-мации;

* оценка системы внутреннего контроля;

* получение подтверждений или проверка разъяснений.

Если бухгалтеру становится известно, что предоставленная ему информация не удовлетворяет предъявляемым требованиям, то он должен запросить у руководства клиента дополнительные сведения, а в случае невыполнения этой просьбы -- отказаться от подготовки финансовой информации.

В отчете о выполнении задания по подготовке финансовой ин-формации помещается заявление о том, что аудиторская проверка или обзор не проводились и что в связи с этим уверенность в досто-верности информации не выражается. На каждой странице подготов-ленной отчетности либо на титульном листе должны содержаться ссылки на то, что данные собраны и представлены без проведения аудита и обзора.

Аудитор считается причастным к финансовой информации, если:

-- к ней прилагается его отчет;

-- им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью (т.е. если выполнялись сопутст-вующие услуги).

Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становится известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств.

Контроль качества работы в аудите.

О необходимости контроля качества работы аудитора для поддержания на высо-ком уровне профессиональных стандартов говорится в МСА 220 «Контроль качест-ва работы в аудите». Цель этого документа - установление стандартов и предостав-ление рекомендаций по контролю качества в отношении как политики и процедур аудиторской фирмы применительно к аудиторской работе в целом, так и процедур, касающихся работы, порученной ассистентам аудитора при проведении отдельной аудиторской проверки. В МСА 220 отмечено, что политика и процедуры контроля качества должны быть реализованы как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудиторских проверок.

В разделе «Аудиторская фирма» подчеркивается важность соблюдения полити-ки и процедур контроля качества, призванных обеспечить проведение всех ауди-торских проверок в соответствии с МСА, применимыми национальными стандарта-ми или практикой. Указываются обязательные цели политики контроля качества, к которым отнесены:

профессиональные требования (персонал должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессио-нального требования), навыки и компетентность (персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих техническими стандартами и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью);

поручение заданий (аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имею-щим техническую подготовку и профессиональные знания, необходимые в данных условиях);

делегирование полномочий (необходимо в достаточной мере направлять рабо-ту, осуществлять надзор и проверку работы на всех уровнях, чтобы обеспечить дос-таточную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам аудита);

консультирование (в случае необходимости в самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствую-щими знаниями);

принятие и сохранение клиентов (необходимо постоянно проводить оценку по-тенциальных и анализ существующих клиентов);

мониторинг (необходимо постоянно контролировать адекватность и операци-онную эффективность политики и процедур контроля качества).

В разделе «Отдельные аудиты» рассматриваются различия между контролем качества конкретных проверок и общим контролем качества услуг аудиторской фирмы. Подчеркивается, что общий контроль качества дополняет контроль качества конкретных аудиторских проверок и способствует ему, хотя и не заменяет его.

Зарубежная практика показывает, что для получения признания на рынке ауди-торских услуг аудиторские фирмы обязаны иметь документы, регламентирующие их деятельность, т.е. стандарты, учитывающие специфику конкретной аудиторской фирмы (внутрифирменные стандарты аудита).

Согласно законодательству большинства стран (США, Великобритания, Герма-ния и др.), а также международным соглашениям в области защиты объектов ин-теллектуальной собственности внутрифирменные стандарты аудита представляют собой коммерческую тайну со всеми вытекающими отсюда последствиями. На разработку этих стандартов требуются значительные средства и долгие годы практи-ческой работы, поэтому разработка внутрифирменных стандартов под силу только крупным аудиторским фирмам с серьезным научным потенциалом.

Российским аналогом МСА 220 является ПСАД №7 «Внутренний контроль ка-чества аудита», которым установлены требования к организации и функционирова-нию внутрифирменной системы контроля качества аудита, которая должна суще-ствовать в аудиторских организациях (у аудиторов).

Контроль качества работы внутри аудиторской организации проявляется в сле-дующих аспектах. Аудит считается качественным, если он планировался и прово-дился в соответствии с общепринятыми правилами (стандартами) аудиторской дея-тельности. Целесообразно проводить квалификационные экзамены для лиц прини-маемых на работу. При разработке процедур подбора и отклонения клиентов нужно принимать во внимание следующие факторы: необходимость соблюдения незави-симости аудиторской организации; нейтрализацию давления на аудиторскую орга-низацию со стороны третьих лиц при проведении проверки и формировании мне-ния о достоверности бухгалтерской отчетности; репутацию потенциального клиен-та и его руководителей.

Помимо системы тщательного отбора кадров в аудиторской организации должна на постоянной основе действовать система повышения квалификации и переаттестации персонала.

Список литературы:

· Панкова С.В

· Ендовицкий А.П

· Казакбаев А.А

· Шинкарева

· Чупрынина

· Майстренко

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.