Рефераты. Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия

Образцы продукции, производимой ТД *Центролит*, представлены в приложении 3.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ.

2.1. Содержание, порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских отче-тов и баланса.

Составление бухгалтерской отчетности в республике основывается на общепризнанных принци-пах отчетности в условиях рыночной экономики. В отчетности должны быть обеспечены полнота от-ражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных фондов, материальных ценностей и расчетов, тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерских от-четов и балансов данным синтетического и аналитического учета. В правилах составления отчетов и ба-лансов предусматривается единый принцип оценки статей баланса.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное оформление бухгалтерского от-чета, который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в ус-ловиях рыночных отношений для всех предприятий, объединений, организаций, учреждений независимо от их вида и форм собственности.

Годовому отчету предшествует некоторая подготовительная работа, обеспечивающая своевре-менность, полноту и объективность отражения включаемых в отчетные формы данных. Главный бух-галтер планирует порядок составления годового отчета. Затем издается приказ, где объявляются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители.

В числе подготовительных работ - изучение инструкций о порядке заполнения отчетных форм.

Следующим этапом подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее итоги журналов-ордеров за декабрь переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается резуль-тат оборота по дебету и выводится сальдо каждого месяца. Данные аналитических регистров сверяются с данными Главной книги. Затем на основании выверенных регистров аналитического учета и Главной книги составляются бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

С целью определения финансовых результатов ежемесячно или по окончании года закрывают со-поставляющие счета. Проверяют систематические и хронологические записи, данные синтетического и аналитического учета путем сверки итогов, содержащихся в разных регистрах.

Для обеспечения реальности показателей отчетности производится инвентаризация основных средств и товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными деби-торами и кредиторами, с рабочими и служащими, а также расходов будущих периодов и резерва пред-стоящих расходов и платежей. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием этих средств. Она является средством контроля за сохранностью собственности. Большую роль инвентаризация играет в контроле за использованием средств по хозяйственным подразде-лениям, проверке их технического состояния и соблюдения правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не используемых в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, отчета и балансов предпри-ятие проводит инвентаризацию имущества, включая расчеты.

Проведение инвентаризации имущества обязательно в следующих случаях:

перед составлением годового бухгалтерского отчета и балансов, но не ранее 1 октября от-четного года;

при смене материально ответственных лиц;

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае пожара или стихийных бедствий;

при передаче (аренде, выкупе) предприятия и его структурных подразделений.

В процессе инвентаризации комиссия выявляет:

тождественность расчетов с банками, вышестоящими организациями;

факт предъявления иска на принудительное взыскание дебиторской задолженности не позд-нее 30 дней со дня её возникновения;

сумма задолженности по недостачам, растратам, хищениям и меры, принятые к их взыска-нию;

суммы кредиторской и дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Проводятся плановые инвентаризации один раз в год в сроки, установленные действующими по-ложениями. Внезапные проверки наличия ценностей по отдельным складам и видам продукции проводятся в различные сроки для осуществления контроля за сохранностью собственности и работой материально ответственных лиц. Обязательно проведение инвентаризации при смене материально ответственных лиц.

Состав комиссии и сроки инвентаризации объявляются приказом руководителя предприятия. Центральная инвентаризационная комиссия образуется в составе руководителей отделов и главного бух-галтера под председательством директора. В цехах, на участках создаются рабочие комиссии, которые непосредственно проводят инвентаризацию. Комиссии руководствуются инструкцией по инвентаризации основных средств, Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*, инструкцией об учете основных средств, производственных запасов, продукции, денежных средств и расчетов. За правильное и своевремен-ное проведение инвентаризации несут ответственность руководитель и главный бухгалтер предприятия.

Статьи баланса должны быть обоснованы тщательно проведенной инвентаризацией. Сроки и порядок инвентаризации устанавливаются предприятием.

До начала инвентаризации бухгалтерия обязана полностью обработать и записать в регистры аналитического учета данные всех приходных и расходных документов, вывести остатки по счетам. По складам материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам и разме-рам; в местах хранения прикрепляют ярлыки с указанием с указанием количества, массы и меры проверяе-мых материалов. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и несписанных в расход ценностей.

Инвентаризацию проводят отдельно по каждому месту нахождения ценностей (при обязатель-ном участии материально ответственного лица) путем их натурального пересчета, обмера, взвешивания. Результаты заносятся в инвентаризационные описи, которые подписывают члены комиссии. На повреж-денные или испорченные ценности составляются акты, в которых указывают характер и степень порчи, её причины, а также виновных лиц.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета и эти сведения записывают в сличительную ведомость, в которой указывают фактическое наличие средств по материалам инвентари-зации и в соответствии с учетом, а также итоги сравнения излишков и недостач. На каждый вид средств составляют отдельную ведомость. В сличительную ведомость вписывают только те ценности, по кото-рым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают общей суммой.

Инвентаризация расчетных и текущих счетов в банке, расчетов с банком по ссудам, с бюдже-том, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и ос-тальными дебиторами и кредиторами заключается в выверке состояния расчетов по документам. Сверка расчетов производится путем высылки всем дебиторам выписок из лицевых четов. Дебиторы дают свои подтверждения или сообщают возражения. Результаты сверки оформляются актом. Комиссия устанав-ливает сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, её реальность, а также лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

По всем недостачам, потерям и излишкам инвентаризационная комиссия должна затребовать письменные объяснения работников. Затем они определяют порядок отражения в учете выявленных не-достач, излишков, пересортицы. Предложения и решения инвентаризационная комиссия фиксирует в про-токоле, где указывает причины и виновников недостач и принятые к ним меры. Протокол комиссии утверждает руководитель предприятия. Расхождения фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов с данными текущего учета следует в течение 10 дней урегулировать соответствующими бухгалтерскими записями.

Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются на предприятиях в следующем порядке:

излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и иного имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, в учете составляется следующая проводка Дт 01, 10, 12, 41, 50, 51, 52, 55 Кт 80;

убыль материальных ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителей на издержки производства, обращения (Дт 80 Кт 44). Нормы убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц (Дт 73,3 Кт 04, 10, 12, 41, 50, 51, 52). В тех случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства, обращения (Дт 80 Кт 04, 10, 12, 41, 50, 51, 52);

недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных лиц (Дт 70, 50 Кт 73,3). В случае, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостач или порчи относятся на финансовые результаты (Дт 80 Кт 84).

Выявленная при инвентаризации безнадежная ко взысканию дебиторская задолженность на предприятиях списывается по решению руководителей за счет прибыли либо за счет резерва по сомнительным долгам ( Дт 80, 89 Кт 60, 76).

Суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым срок исковой давности истек, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности предприятий (Дт 64, 60, 76 Кт 80). (Смотри таблицу 2.1.1.).

Порядок регулирования в учете результатов инвентаризации имущества.

Таблица 2.1.1.

Результат инвентаризации

Бухгалтерская проводка

Оприходование излишков основных средств, мат. ценностей, денежных средств и иного имущества на финансовые результаты

Дт 01, 10, 12, 41, 50, 51, 52, 55 Кт 80

Списание убыли материальных ценностей в пределах норм, установленных законодательством, на издержки производства, обращения

Дт 80 Кт 44

Отнесение на виновных лиц недостачи мат. ценностей, денежных средств и иного имущества

Дт 73, субсчет 3 Кт 04, 10, 12, 41, 50, 51, 52, 55

Возмещение за счет виновных лиц недостачи или порчи объектов основных средств

Дт 70, 50 Кт 73,3

Отнесение на финансовые результаты убытков от недостач и порчи

Дт 80 Кт 84

Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности за счет прибыли

Дт 80 Кт 60, 76

Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам

Дт 89 Кт 60, 76

Отнесение на результаты хоз. деятельности суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Дт 60, 64, 76 Кт 80

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.