Рефераты. Инвентаризация и переоценка основных средств на примере ООО "Лесник"

По использованию основные средства подразделяются на действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации). Такое деление их в учете связано главным образом с использованием основных средств и исчислением амортизации. Так, по основным фондам, находящимся в запасе, амортизация начисляется в части полного восстановления ; по основным средствам в эксплуатации амортизация начисляется не только на полное восстановление, но и при необходимости создается ремонтный фонд; по основным фондам, находящимся на консервации (по решению правительства), амортизация не начисляется.

В зависимости от принадлежности различают основные средства

собственные, т.е. принадлежащие данному предприятию, и арендованные, т.е. находящиеся во временном его пользовании [ 17; стр.71].

Собственные основные средства учитываются на балансе предприятия (на

счете "Основные средства"), а арендованные, как принадлежащие другим хозяйствам, отражаются на за балансовом счете 001 "Арендованные основные средства". Таким построением учета устраняется возможность преувеличенного(удвоенного) учета основных средств в сводных балансах.

Рассмотренная экономическая классификация основных средств дополняется их учетом по видам, месту использования или хранения, материально ответственным лицам. Этим обеспечивается контроль за сохранностью основных средств.

Приведенная классификация используется при организации аналитического учета основных средств, начислении амортизации (износа), составлении отчетности.

2. Инвентаризация и переоценка основных средств

2.1 Подготовка к проведению инвентаризации

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий со стороны членов специально-созданной в организации комиссии по проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности [ 17; стр. 473].

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 27 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, все организации обязаны перед составлением бухгалтерской отчетности за 2002 год провести инвентаризацию имущества и обязательств.

При применении этой нормы на практике следует учитывать следующие особенности:

1. она не распространяется на имущество, инвентаризация которого в текущем году уже проводилась, но не ранее 1 октября 2002 года.

2. организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья и материалов могут проводить не перед составлением годового отчета, а в период наименьших остатков материально-производственных запасов.

Инвентаризация имущества и обязательств направлена на обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе ее проведения проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ могут создаваться рабочие (временные) инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризации имущества и обязательств допускается возлагать на указанную ревизионную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации [ 12. стр.192].

В соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний документ о составе комиссии оформляется в виде приказа, постановления или распоряжения (форма приведена в приложении № 1 к Методическим указаниям) и регистрируется в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации (форма приведена в приложении № 2).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). При необходимости в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или аудиторских организаций.

2.2 Виды и основные цели инвентаризации

Основными целями инвентаризации являются:

- проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,

- проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности,

- проверка состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,

- приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями,

- выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место [ 17. стр.473].

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

3. При смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

4. При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

5. В случае пожара, стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуаций[15.c224].

Инвентаризации делятся по объему проверки - на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внеплановые.

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.

Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработки товарно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности, учет и отчетность.

Основной задачей выборочных инвентаризаций и проверок является контроль за сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранности имущества предприятия.

В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Внеплановые проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов.

Плановые инвентаризации проводятся:

ь основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет;

ь капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

ь незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими орга-низациями;

ь незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;

ь готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

ь малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;

ь нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;

ь сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

ь денежных средств, денежных документов, ценностей и блан-ков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;

ь расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;

ь расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;

ь расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;

ь остальных статей баланса - на первое число месяца, следу-ющего за отчетным годом.

Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

По частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов [ 20; стр.191 ]

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам (по зданиям - указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.