Рефераты. Иерархия и приоритеты целей преподавания курса "Основы аудита"

При соблюдении этих условий ученик осознанно или неосознанно стремиться походить на учителя и в перспективе может превзойти его. Раньше, при авторитарной системе обучения, предполагалось, что образование должно носить воспроизводящий характер: даже в Библии сказано, что «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Мф 10:24-25). Однако же в истории известно много случаев, когда ученики превосходили своих учителей: Сократ-Платон, Фрейд-Юнг, а в советской и российской педагогике автор назвал бы Гальперин-Талызина. Современная система образования предполагает необходимость расширенного воспроизводства интеллектуального и личностного потенциала учащихся, без чего проблематично дальнейшее общественное развитие.

Заметим, что рассматриваемая цель - формирование эстетических и нравственных аспектов личности учащихся - в большей степени характерна для начальных этапов образования, свойственна семейному воспитанию, и в высшей школе, когда личность учащегося уже, по большей части, сформирована, ее достижение объективно затруднено. Однако это не значит, что оно не возможно. В рамках преподавания основ аудита акцент, на взгляд автора, может и должен быть сделан на формировании и развитии правового сознания учащихся. В современной теории государства и права и философии права признается, что правовое сознание является не только одним из факторов, влияющих на эффективность реализации позитивного права (законодательства) - в конечном итоге оно определяет успешность или безуспешность правовой реформы в целом. По большому счету, уровень развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развития правовой культуры и общественного правосознания, поскольку они составляют его основу. В качестве примера можно привести тот факт, что именно несоответствие советского правового сознания требовавшемуся в новых правовых условиях и недооценка важности этого фактора реформаторами, на взгляд автора, привели к расколу общества и прочим негативным экономическим и правовым последствиям, в частности росту правового нигилизма.

Важнейшим средством формирования и моделирования правосознания граждан является правовое воспитание, которое предполагает осуществление целого комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера и имеет богатый инструментарий. Часть из них может быть использована и при преподавании основ аудита. Однако здесь, на взгляд автора, необходимо обозначить одно важное ограничение: успешное правовое воспитание невозможно без наглядного примера правовой культуры со стороны самих государственных органов и должностных лиц. Вместе с тем, нарушение законодательства, игнорирование правовых и этических норм самими органами власти, демонстрация ими политики двойных стандартов (а в рассматриваемой отрасли знаний этих примеров столько, что педагог просто не может закрыть на них глаза), приводят обратно к правовому нигилизму, сводят на нет все усилия по правовому воспитанию общества, поскольку правосознание рядовых граждан во многом определяется представляемым и действительным правосознанием представителей органов государственной власти (как исполнительной, так и законодательной).

Следующая из основных педагогических целей, которую необходимо рассмотреть в рамках данной работы - развитие творческих способностей учащихся. Творческие способности личности, если их понимать в широком смысле - как способности к нестандартному мышлению, - имеют принципиальное научное и общесоциальное значение. При таком понимании творчества творческие способности, безусловно, требуются и от учащихся экономических специальностей.

Согласно бытовым представлениям, дидактическая цель развития творческих способностей учащихся несопоставима с обучением основам аудита. Однако, во-первых, эти представления лишь выражают еще один стереотип об аудиторской и смежных с ней видах деятельности, который педагогу следует развеять в процессе обучения: в рамках этой отрасли творческое начало не только приветствуется, но иногда и необходимо (не только в налоговом и бухгалтерском консультировании и непосредственно аудите, но даже в самом бухгалтерском учете с его понятием профессионального суждения). И, во-вторых, можно утверждать, что развитие творческих способностей возможно в рамках любого учебного предмета: не только эстетических и гуманитарных - такое развитие достигается не содержанием учебного процесса, а его методами. А в современной теории педагогики существует множество эффективных методик развития творческого мышления: от эвристических (А.В. Хуторской) и проблемных (М.И. Махмутов) методов обучения до диалогической модели обучения В.С. Библера и С.Ю. Курганова. Вместе с тем, очевидно, что даже минимальное достижение данной цели в рамках одной лишь программы обучения основам аудита (или какой бы то ни было другой учебной программы) невозможно. Такое развитие, безусловно, осуществляется комплексно, в течение очень длительного срока и не только в системе образования.

Известно, что основными препятствиями для развития творческого мышления являются, во-первых, страх («Успехи науки - дело времени и смелости ума» (Вольтер)) и, во-вторых, закомплексованность, инерционность мышления («Высочайшая опытность в том, чтобы уметь отметать всякий опыт» (М.Твен)). Первая проблема на практике вполне успешно решается дидактическими средствами в процессе педагогического общения. Решение второй, на взгляд автора, зависит от успешности достижения еще одной педагогической цели - формирования эффективных способов умственных действий учащихся.

Эта цель достаточно близка формированию знаний, умений и навыков в том смысле, что она, как правило, в теории и на практике достигается посредством реализации первой цели. Так, например, технологии развивающего обучения, как и традиционного, предполагают передачу учащимся значительного объема знаний, умений и навыков, но при этом они сместили образовательные акценты: знания являются не самоцелью, а средством: средством развития теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), или всестороннего развитие ученика (Л.В.Занков). Аналогично, при проблемном обучении (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин) в качестве задачи может ставиться развитие интеллекта учеников - за счет увеличения самостоятельности учащихся при разрешении проблемных ситуаций учащимися не только эффективно усваиваются знания, но и формируется активная познавательная деятельность, достигается свобода и органичность применения способов умственных действий.

По мнению автора, при преподавании курса «Основы аудита» именно рассматриваемая цель, а не формирование знаний, умений и навыков, должна являться профилирующей (не единственной, но основной). Во-первых, как уже отмечалось, обучаемые в абсолютном большинстве не станут аудиторами, кроме того, следует признать, что далеко не все из них будут сталкиваться с аудитом в своей будущей профессиональной деятельности. Соответственно ценность конкретных знаний об аудите для этих учащихся достаточно условна - речь может идти лишь о необходимом минимуме информации.

Во-вторых, знания в аудите имеют, к сожалению, крайне короткий срок годности. В качестве примера (а также примера актуальности рассмотренного выше навыка самостоятельной работы с законодательством) проиллюстрируем сегодняшнюю динамику законодательства. В налоговой сфере возьмем для примера ситуацию с налогом на прибыль, правила исчисления которого были кардинально изменены в середине 2001 года, еще раз изменены до вступления в силу предыдущих изменений, а через несколько месяцев после их вступления в силу (в мае 2002 года) - в очередной раз было изменено до 80% текста, причем последним изменениям была придана обратная сила (впрочем, и на этом законодатель не ограничился). В бухгалтерском учете только с 2000 года по наши дни вступило в силу 15 положений по учету. И последний пример приведем в отношении аудита. В сентябре прошлого года на одном из занятий со студентами автор изложил несколько теоретических и практических аспектов аудиторской деятельности и определил на следующий семинар небольшой тест. Но уже в течение этой недели до следующего семинара Правительством были приняты новые стандарты по аудиторской деятельности, потребовавшие пересмотра учебного материала.

С одной стороны, это является еще одним аргументом против обучения студентов конкретным методикам аудита, правилам бухгалтерского учета и налогообложения - все это оказывается неэффективным в условиях столь динамично меняющегося законодательства. Поэтому, по убеждению автора, обучение, по крайней мере, в таких мобильных отраслях, как аудит, должно давать не столько знания, сколько способы самостоятельного получения, осмысления и освоения знаний. Если знания динамичны, то и обучение должно быть динамичным: не дать ученику наличные знания, необходимые для практической работы на дату его выхода из учебного заведения, а подготовить его к работе такого типа, в частности, обеспечить ему базу для устойчивого активного сознательного овладения профессиональным опытом. Все-таки, нельзя не согласиться, что «в любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт» (Сервантес).

А с другой стороны, отсюда следует необходимость и еще одной педагогической цели - формирование самоуправляемых механизмов личности. Рассмотрим здесь эту цель в узком смысле - создать предпосылки для сознательного профессионального и интеллектуального роста учащихся. Если Э.В. Ильенков, перефразируя древних, говорил, что ученик это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь, то мы, перефразируя в свою очередь Э.В. Ильенкова, заметим, что образование должно не вывести ученика на орбиту, а снабдить его двигателем для самостоятельного движения.

Средства для этого в преподавании основ аудита те же, что и в других предметах: воспитание самостоятельности и инициативности дидактическими методами и формирование внутренней мотивации учащихся. Именно внутренней мотивации - в традиционной системе преподавания мотивация носит преимущественно внешний характер («знание - силой»), вследствие чего учебный процесс или теряет свою эффективность, или приводит к значительному утомлению учащихся, их эмоциональным перегрузкам. После окончания учебного заведения образование происходит, как правило, в режиме самоподготовки, и в этих условиях значительное преимущество получают именно лица с повышенной самомотивацией и познавательной активностью.

Педагогические исследования показывают, что в этой сфере существует значительный потенциал: даже развивающее обучение Эльконина и Давыдова обеспечивает почти в два раза более высокий уровень внутренней мотивации учебной деятельности и развития познавательного интереса, чем традиционное. И это при том, что достижение этих целей не является основополагающим в развивающем обучении, например, в проблемном обучении и технологии свободного воспитания им отдается больший приоритет. Таким образом, современная педагогика располагает достаточно эффективными средствами для достижения рассматриваемой цели и необходимо их комплексное использование в педагогическом процессе и, в частности, при преподавании основ аудита как в элементе образовательной программы.

Основы аудита - не самая сложная отрасль знаний. Для ее освоения достаточно знать ограниченный объем основополагающей информации, а все остальные составляющие, за редким исключением, могут быть получены путем логических рассуждений. В своей педагогической практике автор постоянно пытался задействовать этот механизм, сообщая учащимся только минимальный объем необходимой информации и поощряя их самостоятельно давать ответы на вопросы, пользуясь только логикой. Однако, по наблюдениям автора, успешно справлялись с такой задачей лишь не более 40% учащихся. Безусловно, отчасти это объясняется недостатком педагогического опыта автора (хотя этот опыт не ограничивается учебой в аспирантуре). Вместе с тем, автор склонен считать, что у этой проблемы есть и более серьезные причины. Речь идет о том, что у многих современных студентов все еще остается ориентация на репродуктивное обучение, лишь на воспроизведение информации, полученной ранее.

Подтверждением тому не только публикации в педагогической литературе, выражающие сходные опасения, но и наблюдения автора: уже такая форма учебного процесса изначально приводила учащихся в замешательство. На взгляд автора, это замешательство свидетельствует о преимущественно традиционном характере методов их предыдущего образования. При этом автор хотел бы уточнить: у большинства учащихся способности к самостоятельному мышлению имеются, но, по всей видимости, система обучения, все еще носящая в основе своей традиционный характер, не только не дает ему раскрыться, но, возможно, и подавляет его. Элементы проблемного обучения, использовавшиеся автором, показывают, что у многих учащихся есть большой потенциал логического, теоретического, критического мышления. Большинство знаний может не пригодиться: или вследствие выбора бывшим учащимся узкого сегмента профессиональной деятельности, или, как в случае с аудитом, вследствие высокого риска обесценивания информации, во многом основанного на постоянных изменениях в законодательстве. Поэтому, по убеждению автора, основной педагогической задачей в высшей школе на современном этапе следует считать преодоление умственной закомплексованности, развитие самостоятельного, свободного, активного мышления учащихся. Соответственно, относительно целей изучения основ аудита можно говорить не столько об усвоении учащимися массива конкретных знаний об аудите, сколько о развитии их интеллектуального потенциала и интеллектуальной активности посредством такого обучения.

Итак, в данной работе автором были рассмотрены основные педагогические цели, определено их значение и обозначены наиболее адекватные, на взгляд автора, средства их достижения применительно к программе курса «Основы аудита». Несомненно, что эти цели значительно более конкретизированы, по сравнению, например, с национальной доктриной образования, утвержденной правительством, однако же, для формирования практической учебной программы этого недостаточно: необходимо дальнейшее уточнение педагогических целей через постановку диагностичных задач, то есть таких конкретных задач, степень решения которых можно доподлинно оценить. Только в этом случае можно будет говорить о том, что эти цели являются не декларативными, а действительно определяют направленность педагогического процесса, и только в этом случае можно будет оценить эффективность обучения относительно поставленного перед ним комплекса целей.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.