Рефераты. Формирование учетной политики предприятия

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.

На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:

1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);

2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;

3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;

4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;

5. Определение стоимостного предела отнесения предметов к основным средствам и к МБП;

6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;

7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;

8. Установление способа начисления износа по МБП;

9. Выбор способа группировки и списания затрат на производство;

10. Установление способа учета выпуска продукции (работ, услуг);

11. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

12. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

13. Формирование резервов;

14. Порядок списания затрат по ремонту;

15. Выбор метода определения выручки от реализации;

16. Порядок учета курсовых разниц;

17. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после её окончания.

Согласно ст. 9 «Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета» Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

1.Наименование документа;

2.Дата и место составления документа;

3. Название организации, составившей документ;

4.Содержание хозяйственной операции и единицы измерения хозяйственной операции;

5. Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6. Личные подписи этих лиц либо другие данные, которые дают возможность идентифицировать личность, которая принимала участие в совершении хозяйственной операции.

Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией предприятия. Следовательно, сформированная учетная политика документально оформляется в виде Приказа об учетной политике, к которому, в случае необходимости, составляются дополнительные документы. Юридическую силу Приказ об учетной политике приобретает после утверждение его руководителем предприятия.

3. Методологическое обеспечение бухгалтерского учета относительно учетной политики.

В Украине с принятием Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» фактически уже одобрены МСФО в качестве основы для создания национальной нормативной базы. Национальные П(С)БУ не только не противоречат МСФО, но и адаптируют их нормы к условиям Украины. По многим вопросам МСФО предусматривают многовариантные подходы к решениям. Некоторые из них не отвечают законодательству Украины, некоторые - экономическим условиям. Таким образом, использование МСФО «в чистом виде», без адаптации к реальной ситуации, в Украине проблематично. Принятие МСФО в качестве национальной нормативной базы будет требовать создания определенной инфраструктуры их применения.

Каким же должно быть методическое обеспечение бухгалтерского учета?

Бухгалтерский учет субъекта хозяйствования в организационном плане может быть представлен как совокупность текущего учета и бухгалтерской отчетности. Методологической основой бухгалтерского учета являются Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и П(С)БУ. Методологическое обеспечение должно разъяснить как в соответствии с законом и П(С)БУ вести текущий учет и составлять отчетность. То есть методическое обеспечение, которое существует сегодня и еще должно быть создано в будущем, целесообразно структурировать таким образом: методическое обеспечение направлено, во-первых, на толкование и разъяснение П(С)БУ; во-вторых, на осуществление текущего учета. Между тем такой подход создает определенные условия компромисса для введения МСФО в Украине. Для этого нужно будет ввести в состав методического обеспечения, которое толкует отчетность, такую группу методических рекомендаций, которые бы объясняли отличие МСФО от действующей в Украине нормативной базы и помогали бы избежать этих расхождений во время составления отчетности по МСФО.

Кроме того, в состав методического обеспечения необходимо включить также группу методических рекомендаций, которые бы регламентировали отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; они разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными комитетами и министерствами. Методические рекомендации по своему назначению должны разъяснять субъекту хозяйствования, как вести учет того или иного объекта. Методические рекомендации должны освещать весь комплекс вопросов, начиная с составления первичного документа и заканчивая подготовкой данных для заполнения определенных строк отчетности.

Кроме методических рекомендаций, в состав методического обеспечения бухгалтерского учета субъектов хозяйствования также входят положения и инструкции по учету отдельных операций или процессов хозяйственной деятельности, регламентирующие методику бухгалтерского учета. Например, к ним относится Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994г.

Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов (оно должно отвечать за создание систем бухгалтерского учета каждого институционального сектора экономики). Государственное казначейство, Национальный банк, отраслевые министерства и комитеты должны заниматься проблемами создания методического обеспечения.

Итак, нормативная база в области формирования учетной политики включает:

- Закон о бухучете

Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями.
- П(С)БУ-7

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями.

- П(С)БУ 9

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99. г. № 246, с изменениями и дополнениями.
- П(С)БУ -15

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. № 290, с изменениями и дополнениями.

- П(С)БУ -16

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями

Национальная наука не оказывает достаточного влияния на реформирование бухгалтерского учета. Одним из мероприятий, при помощи которого можно исправить это положение, является вмешательство Методологического совета, как органа, состоящего из ведущих специалистов в сфере учета, в формировании тематики научных исследований. В связи с этим нуждаются в уточнении и конкретизации некоторые положения Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», касающиеся правового обеспечения государственного регулирования бухгалтерского учета, а также его методологических и методических основ. Например, в статью 1 «Определения терминов» предлагается внести такие термины: «бухгалтерская отчетность», «учетная политика субъекта хозяйствования»:

1. «Бухгалтерская отчетность - отчетность, которая составляется по данным текущего бухгалтерского учета и делится на финансовую, налоговую, статистическую, а также другие виды отчетности, использующие денежный измеритель и основывающиеся на данных бухгалтерского учета».

2. «Учетная политика субъекта хозяйствования - совокупность принципов, методов и процедур, которые используются субъектом хозяйствования для ведения текущего учета, составления и представления финансовой отчетности, определенных этим законом, положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативными документами, утвержденными Министерством финансов».

Итак, как вывод, можно сказать, что данные направления реформирования бухгалтерского учета в Украине, можно рассматривать как государственную учетную политику в период становления национальной системы бухгалтерского учета.

4. Элементы учетной политики:

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, обязательства организаций и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Цели и задачи бухгалтерского учета:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.