Министерство образования и науки Украины
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Чуркиной Ольги
1. Общие положения
2. Детализация практики по темам
2.1. учет основных средств и нематериальных активов
2.2. учет долгосрочных финансовых инвестиций
2.3. учет производственных запасов, расходов производства, готовой продукции, товаров и их реализация
2.4. учет труда и его оплаты
2.5. учет кассовых операций и операций на счетах в банках
2.6. учет долгосрочных займов, долгосрочных обязательств по облигациям и финансовой аренде
2.7. учет финансовых рзультатов предприятия, порядок составления отчета о финансовых результатах
3. Выводы и предложения
При проведении комплексной практики мной досконально изучены организационные направления методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности на примерах предприятий, разных отраслей народного хозяйства. В полном соответствии с Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и новому Плану счету.
При решении задач заполнялись бланки первичных документов, учетные регистры (журналы-ордера, учетный баланс, Главная книга, сальдовый баланс, финансовая отчетность).
2.1. Учет основных средств и нематериальных активов.
При составлении отчета о практике по теме “Учет основных средств” кратко охарактеризуем понятие “основные средства”, их учет и документальное оформление основных средств.
Основные средства (в соответствии с П(С)БУ 7) - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования в процесск производства или снабжения товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет свыше одного года (или операционного цикла, если он больше года).
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать:
контроль за сохранением основных средств;
своевременное правильное документальное отображение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения (из цеха в цех, со склада на склад, из отдела в отдел и т.п.); эффективное использование, выбытие (ликвидация, реализация, безвозмездная передача);
своевременное (ежемесячное) отражение в учете износа, амортизации основных средств;
отражение в учете расходов на ремонт основных средств;
определение результатов ликвидации, а также потерь от списывания не полностью амортизированных объектов основных средств;
выявление излишних и морально устаревших основных средств.
Кроме того, бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить контроль за эффективным использованием производственных площадей, оборудования, машин, транспортных средств и прочих средств труда.
При организации документального оформления учета основных средств необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
Приказом Министерства статистики Украины № 352 от 29.12.1995г. “Об утверждении типовых форм первичного учета”. Этим приказом Министерствостатистики утвердило Типовые формы первичной документации по учету основных средств, введенные в действие с 1 января 1996г.
Перечнем типовых документв (приказ Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины № 41 от 20.07.98г.)
Типовая форма № ОЗ-1 “Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств” применяется для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов для учета введения их в эксплуатацию, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой, а также для исключения их из состава основных средств при передаче другому предприятию (организации).
Типовая форма № ОЗ-2 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов” применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
Типовые формы № ОЗ-3 “Акт на списание основных средств ” и №ОЗ-4 “Акт на списание автотранспортных средств” применяются для оформления выбытия отдельных объектов основных средств при их полной или частичной ликвидации.
Типовая форма № ОЗ-5 “Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины ” применяется в строительно-монтажных организациях для оформления передачи, установки и пуск строительных машин и последующего их демонтажа и передачи машинопрокатной базе.
Типовая форма № ОЗ-6 “Инвентарная карточка учета основных средств” применяется для аналитического учета и обобщения информации о всех типах основных средств на предприятии.
Типовая форма № ОЗ-7 “Опись инвентарных карточек по учету основных средств” применяется для регистрации инвентарных карточек.
Типовая форма № ОЗ-8 “Карточка учета движения основных средств” применяется бухгалтерией при ручной обработке учетной документации.
Типовая форма № ОЗ-9 “Инвентарный список основных средств” - для пообъектного учета основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) по материально ответственным лицам.
Типовые формы № ОЗ-14 “Расчет амортизации основных средств” (для промышленных предприятий), № ОЗ-15 “Расчет амортизации основных средств” (для строительных организаций), № ОЗ-16 “Расчет амортизации по автотранспорту” используются для расчета амортизации основных средств.
Нематериальные активы - это немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированы (обособлены от предприятия) и содержатся предприятием с целью использования более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 “нематериальные активы” № 242 от 18.10.99г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 02.11.99г. под №750/4043) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах и раскрывает информацию о них в финансовой отчетности.
2.2. Учет долгосрочных финансовых инвестиций.
Правила учета, отчетности и раскрытия информации изложены в П(С)БУ 12 “Финансовые инвестиции”.
Согласно П(С)БУ 2 “Баланс”, финансовые инвестиции - активы, которыми располагает предприятие в целях увеличения прибыли (процентов, дивидендов и т.д.), увеличения стоимости капитала или других выгод для инвестора.
Финансовые инвестиции
Схема: Классификация инвестиций.
Счет № 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» имеет такие субсчета:
№ 141 «Инвестиции связанным сторонам по методу участия в капитале»
№ 142 «Прочие инвестиции связанным сторонам»
№ 143 «Инвестиции несвязанным сторонам»
На дебете активного счета № 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» отражается стоимость долгосрочных инвестиций, на кредите - их выбытие (списание) или уменьшение стоимости, а также получение дивидендов от объекта инвестирования, если учет инвестиций ведется по методу участия в капитале.
Аналитический учет долгосрочных финансовых инвестиций ведется по видам долгосрочных финансовых вложений и объектов инвестирования. При этом построение аналитического учет должно обеспечивать возможность получения информации о долгосрочных финансовых вложениях в объекты, как на территории страны, так и за рубежом.
Первоначальная стоимость инвестиций в облигациях оценивается по стоимости их приобретения. Если инвестиции осуществляются между датами уплаты процентов, то неоплаченный процент рассчитывается на дату приобретения. Если инвестиции в ценные бумаги имеют долгосрочный характер, то разница между стоимостью приобретения облигации и стоимостью ее погашения должна быть амортизирована.
2.3. Учет производственных запасов, затрат производства, готовой продукции, товаров и их реализации.
В ходе практики по учету производственных запасов затрат производства, готовой продукции, товаров и их реализации была подробно рассмотрена первичная документация по их учету.
Запасы - это активы, которые перерабатываются в процессе производства с целью дальнейшей продажи продукта производства.
По назначению материалы группируются таким образом:
Сырье и основные материалы
Вспомогательные материалы
Топливо
Тара и тарные материалы
Строительные материалы
Запасные части для ремонтов
Животные на выращивании и откорме
Материалы сельскохозяйственного назначения
Типовые формы по учету сырья и материалов.
Журнал учета поступивших грузов (форма № М-1) применяется для учета и контроля за поступлением и оприходованием материальных ценностей.
Приходный ордер (форма № М-4) применяется для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или с переработки.
Акт о приемки материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, которые имеют количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8 и М-9, М-28 и М-28а) используются для оформления отпуска материалов, которые систематически расходуются при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (форма № М-10) используется для учета отпуска материалов сверх установленного лимита или при замене материалов и является основанием для списания материалов со склада.
Страницы: 1, 2