Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа-ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове-дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.
Основная цель инициативного аудита -- выявить недостат-ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя-ния хо-зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от-четности.
1.1. Предмет аудиторской проверки
Предметная область проведения проверок включает учреди-тельные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бух-галтерского учета и отчетность.
Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, осо-бенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие све-дения об организации учета в методическом, техническом и орга-низационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгал-терского учета у клиента.
Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемко-сти и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирую-щаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, приме-нительно к плану счетов бухгалтерского учета
Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по оплате труда" (счет 70). Тогда общее количество таких комплексов составит 11.
Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно представить следующим образом:
Таблица 1
Виды работ, подлежащие аудиту
№
п/п
Наименование раздела или вида работ
Краткая характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту
1
2
3
Учредительные и другие общие доку-менты предприятия
Устав предприятия
Лицензия по видам деятельности
Структура предприятия
Приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний уч-редителей и др.
Штатное расписание
Прочие документы
Учетная политика предприятия
Рабочие документы по методиче-скому, техническому и организаци-онному аспектам учетной политики предприятия
Основные средства и нематериальные акти-вы
Синтетические счета 01--09
Аналитический и синтетический учет основных средств
Начисление износа по основным фондам
Переоценка основных средств
Реализация и выбытие основных средств
Учет капитальных вложений основ-ных средств
Учет аренды основных средств
Учет отнесения затрат по ремонту основных средств
Учет поступления и создания нема-териальных активов
Учет амортизации нематериальных активов
Учет выбытия и реализации нема-териальных активов
Расчеты по налогообложению в опе-рациях с нематериальными активами
4
Производственные запасы
И т.д.
Синтетические счета 10--19
Аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия
Списание материальных ценностей на затраты производства
Списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей
Учет МБП (в запасе и эксплуатации)
Сводный учет материальных ценностей
Анализ использования материальных ресурсов
Применяя такую декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Однако для каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке.
1.2. Обязанности хозяйствующего субъекта (организации) и аудиторской фирмы при проведении аудита
1.2.1. Права и обязанности аудиторских организаций
1. Аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства.
2. Аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.
4. Аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений.
5. Аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
6. Аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие:
· формы и методы планирования аудита;
· методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки;
· формы и методы проведения аудиторских процедур;
· методы сбора и анализа аудиторских доказательств;
· порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово - хозяйственной деятельности;
· порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации;
· получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;
· организация внутрифирменного контроля качества аудита;
· порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита;
· другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций.
7. Аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово - хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации.
8. Аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости - также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей.
9. Аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.
10. Аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения.
11. При проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Действия аудиторских организаций в этих случаях регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита".
12. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:
· от экономических субъектов - об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;
· от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг - о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;
· от прочих партнеров по бизнесу - о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;
· другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств.
13. Аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8