Рефераты. Финансовый анализ и аудит

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа-ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове-дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

Основная цель инициативного аудита -- выявить недостат-ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя-ния хо-зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от-четности.

1.1. Предмет аудиторской проверки

Предметная область проведения проверок включает учреди-тельные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бух-галтерского учета и отчетность.

Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, осо-бенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие све-дения об организации учета в методическом, техническом и орга-низационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгал-терского учета у клиента.

Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемко-сти и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирую-щаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, приме-нительно к плану счетов бухгалтерского учета

Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по оплате труда" (счет 70). Тогда общее количество таких комплексов составит 11.

Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно представить следующим образом:

Таблица 1

Виды работ, подлежащие аудиту

п/п

Наименование раздела или вида работ

Краткая характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту

1

2

3

1

Учредительные и другие общие доку-менты предприятия

Устав предприятия

Лицензия по видам деятельности

Структура предприятия

Приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний уч-редителей и др.

Штатное расписание

Прочие документы

2

Учетная политика предприятия

Рабочие документы по методиче-скому, техническому и организаци-онному аспектам учетной политики предприятия

3

Основные средства и нематериальные акти-вы

Синтетические счета 01--09

Аналитический и синтетический учет основных средств

Начисление износа по основным фондам

Переоценка основных средств

Реализация и выбытие основных средств

Учет капитальных вложений основ-ных средств

Учет аренды основных средств

Учет отнесения затрат по ремонту основных средств

Учет поступления и создания нема-териальных активов

Учет амортизации нематериальных активов

Учет выбытия и реализации нема-териальных активов

Расчеты по налогообложению в опе-рациях с нематериальными активами

4

Производственные запасы

И т.д.

Синтетические счета 10--19

Аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия

Списание материальных ценностей на затраты производства

Списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей

Учет МБП (в запасе и эксплуатации)

Сводный учет материальных ценностей

Анализ использования материальных ресурсов

Применяя такую декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Однако для каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке.

1.2. Обязанности хозяйствующего субъекта (организации) и аудиторской фирмы при проведении аудита

1.2.1. Права и обязанности аудиторских организаций

Права аудиторских организаций

1. Аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства.

2. Аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.

4. Аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений.

5. Аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие:

· формы и методы планирования аудита;

· методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки;

· формы и методы проведения аудиторских процедур;

· методы сбора и анализа аудиторских доказательств;

· порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово - хозяйственной деятельности;

· порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации;

· получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;

· организация внутрифирменного контроля качества аудита;

· порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита;

· другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций.

7. Аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово - хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации.

8. Аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости - также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей.

9. Аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

10. Аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения.

11. При проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Действия аудиторских организаций в этих случаях регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита".

12. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

· от экономических субъектов - об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;

· от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг - о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;

· от прочих партнеров по бизнесу - о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;

· другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств.

13. Аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.