21
Введение
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. №283.
Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федераций бухгалтеров.
1. Уровни системы регулирования бухгалтерского учета в РФ
В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.
В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.
Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное - определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».
Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.
В настоящем сборнике представлены нормативные документы, устанавливающие правила организации бухгалтерского и налогового учета в центральном аппарате и исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации.
Нормативные документы объединены в группы в соответствии с уровнем их установления:
- Кодексы Российской Федерации;
- Федеральные законы РФ;
- Положения по ведению бухгалтерского учета;
- Постановления правительства РФ;
- Методические указания и рекомендации;
- Письма и другие нормативные документы.
Кодексом называется единый законодательный акт, систематизирующий соответствующую область права. Кодексы содержат основополагающие требования, которыми регулируются правоотношения, возникающие в процессе осуществления разного рода отношений: имущественных, трудовых, налоговых и других отношений.
Гражданский кодекс Российской Федерации представляет собой документ, определяющий правовые аспекты взаимодействия граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе обобщены правила, нормы и положения, устанавливающие правовой режим имущественных отношений, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, обеспечивает защиту прав и интересов работников и работодателей. Применение норм Трудового кодекса обеспечивает оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений.
Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой основной нормативный документ, устанавливающий правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регламентирует отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами и прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации всех уровней, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, в том числе и Фонда социального страхования, на основе сметы доходов и расходов.
Процессуальные нормы закрепляют основы исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства и т.д.
Отсылочные нормы отражают взаимодействие Налогового кодекса с предписаниями других нормативных актов Российской Федерации.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской и иной деятельности нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
Действующий План счетов бухгалтерского учета применяется с 2001 года как переходный к рыночной экономике. В нем раскрыты посредством организации системы бухгалтерских счетов принципы и правила, содержащиеся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций. Счета являются обязательными для применения, а субсчета используются по мере надобности. Предприятия имеют право уточнять содержание отдельных из них, исключать или объединять, а также вводить новые субсчета. Поскольку субсчета в Главную книгу предприятия можно вводить в виде отдельных рубрик, они могут выступать самостоятельными счетами. Это правило делает систему счетов гибкой, способной адаптироваться к любым новым объектам бухгалтерского учета.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета определяет основные методические принципы и порядок ведения бухгалтерского учета. В ней раскрыты экономическая характеристика, структура и назначение отдельных счетов и субсчетов, отражаемые на них хозяйственные операции.
Постановления правительства Российской Федерации, ФСС России и других правительственных органов устанавливают принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке нормативных документов третьего и четвертого уровней.
Федеральная служба Российской Федерации по статистике (ФСС РФ), начиная с 1997 года, осуществляет программу по унификации форм первичной учетной документации. В рамках этой программы издано ряд Постановлений об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету различных объектов: труда и его оплаты, основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.
В соответствии с требованиями Налогового кодекса Правительством Российской Федерации разработана Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Необходимость разработки данного документа продиктована нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, ст. 258. С 01.01.2002 г. все организации и учреждения рассчитывают амортизацию, принимаемую для целей налогообложения, исключительно в соответствии с данным документом. Классификация, утвержденная Постановлением Правительства от 01.01.2002 г. №1, используется также для целей бухгалтерского учета.
Изменения в системе общественных отношений в России, а также гражданско-правового пространства функционирования экономических субъектов потребовали реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования была разработана в начале 1998 года и утверждена Постановлением правительства РФ от 06.03.98 г. №283.
В связи с введением в России обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования РФ разработал Порядок подтверждения основного вида деятельности страхования для определения класса профессионального риска отрасли экономики, в рамках которой осуществляется основная деятельность страхователя. Указанный Порядок утвержден Постановлением Фонда социального страхования РФ от 06.02.2002 г. №12.
Система методических указаний и рекомендаций состоит из нормативных документов двух групп. К первой группе относятся документы, разработанные с целью развития и дополнения содержания отдельных ПБУ, которые являются обязательными для всех. Вторую группу методических указаний и рекомендаций образуют документы, призванные конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями деятельности организаций.
К первой группе нормативных документов относятся методические указания и рекомендации, разработанные Минфином РФ, МНС РФ и др.
В первую очередь необходимо остановиться на Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина от 13.06.95 №49). В этом документе установлен порядок назначения, проведения и документального оформления инвентаризации, выведения её результатов и их отражения в учете.
Такой же статус (Методические указания) имеют ряд документов, уточняющих отдельные нормы действующих на сегодняшний день ПБУ.
Большую часть нормативных документов этой группы составляют Методические рекомендации по применению глав 21 - 25 Налогового кодекса. Разработка документов этой группы вызвана необходимостью разъяснения положений этих глав Налогового кодекса, устанавливающих правила определения налоговой базы и расчета суммы соответствующих налогов. Ко второй группе нормативных документов относятся Методические рекомендации по учету в Фонде социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органах.
В соответствии с требованиями гл. 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» разработаны методические рекомендации по формированию регистров налогового учета (Система налогового учета Фонда социального страхования Российской Федерации). Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации обо всех хозяйственных операциях, приводящих к возникновению доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы отчетного периода.
В последнюю группу представленных в сборнике нормативных документов входят Письма Минфина РФ, МНС РФ и других уполномоченных органов, в которых даются разъяснения по отдельным вопросам, вызывающим наибольший интерес или требующим уточнения.
Заключение
Двенадцать лет назад с принятием Федерального закона «О бухгалтерском учете» была заложена основа того, что называется законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Данный закон стал одним из базовых системообразующих актов законодательства. В нем установлены подходы к организации и ведению бухгалтерского учета и определен правовой механизм регулирования учета. Законом обеспечиваются гарантии участникам гражданского оборота на получение достоверной и надежной финансовой информации.
Федеральный закон сыграл определяющую роль в предотвращении развала единой системы бухгалтерского учета и отчетности в российской экономике. Он стал тем ядром, вокруг которого с разной степенью успешности велась работа по реформированию отечественной бухгалтерии.
Можно сколько угодно критиковать несовершенство этого закона. Но нельзя отрицать очевидного: благодаря ему в настоящее время обеспечивается достаточно высокий уровень сопоставимости финансовой информации в разных секторах экономики. Благодаря сформулированным в нем требованиям можно вообще вести разговор о той или иной степени надежности бухгалтерской отчетности. Наконец, во многом благодаря этому закону эффективно функционирует общегосударственная система статистики.
Список использованной литературы
Гражданский Кодекс РФ: часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ в ред. от 21.03.2005
Налоговый Кодекс РФ: часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ: Владивосток: Издательство «ЛАИНС», 2007. - 528 с.
Налоговый Кодекс РФ: часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ: Владивосток: Издательство «ЛАИНС», 2007. - 528 с.
О Бухгалтерском учете: ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ в ред. от 30.06.2003 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2004
О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н в ред. от 31.12.2004
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94 н в ред. от 07.05.2003) // Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти. - 2003 - №10.
Алборов Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учебное пособие / В.А. Алборов. - М.: КноРус, 2006. - 384 с.
Беднякова Е.Г. Бухгалтерский учет: основы и практика ведения: Учебное пособие / Е.Г. Беднякова. - М.: Налог Инфо, 2006. - 320 с.
Блинова Т.В. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие / Т.В. Блинова. - М.: Форум, 2005. - 325 с.
Бырков Н.В. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие / Н.В. Бырков. - М.: Академия, 2007. - 452 с.
Вещунова Н.Л. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие / Н.Л. Вещунова, Н.В. Неелова. - М.: ТК ВЕЛБИ, 2007. - 360 с.
Воронина Л.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник / Л.И. Воронина. - М.: Эксмо, 2007. - 480 с.
Губарев В.Г. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие /В.Г. Губарев. - М.: МарТ, 2005. - 360 с.
Гусева Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учебное пособие / Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 402 с.
Медведев М.Ю. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие / М.Ю. Медведев. - М.: Омега - Л, 2007. - 354 с.
Пятов М.Л. Правовые основы бухгалтерского учета: практическое руководство: Справочное пособие / П.Л. Пятов. - М.: Эксмо, 2006. - 390 с.
Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Астахова. - М.: «МарТ», 2006. - 448 с.
Теория бухгалтерского учета: Курс лекций / Под ред. А.Т. Головизнина, О.И. Архипова. - М.: ТК Велби, 2006. - 495 с.
Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие / Н.Н. Хахонова. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007. - 324 с.
Шатунова Г.А. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие / Г.А. Шатунова. - М.: ФБК Пресс, 2005. - 310 с.