Рефераты. Бухгалтерский учет и аудит кредитов и займов

ОАО "Первый Республиканский Банк" осуществляет кредитование юридических и физических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании. Предоставление кредитов независимо от размеров и сроков - исключительная компетенция Кредитного Комитета - коллегиального органа, образованного Правлением Банка. В работе предложено рассмотреть программы кредитования малого бизнеса.

По разным оценкам до 70% предпринимателей в России прибегают к услугам так называемых неформальных кредиторов. Доступность легальных источников кредитования позволяет снижать долю теневого предпринимательства. Опыт многих развивающихся стран с переходной экономикой показал эффективность программ развития кредитования малого бизнеса (микрокредитования). Потребность в данных кредитах в России в настоящий момент по разным оценкам в 3-4 раза превышает предложение (следует учесть, что основной спрос находится в регионах). По оценке, проводимой РосЕвроБанком, совокупный спрос на кредиты малому бизнесу в России составляет примерно 7 миллиардов долларов, а предложение не превышает 300 миллионов.

Отличительной особенностью программы кредитования малого бизнеса от других кредитных продуктов является то, что не всегда можно судить о потенциале предприятия по его бухгалтерскому балансу, тем более что многие предприниматели не имеют возможности вести полную документацию и отчетность. Не у всех есть кредитная история. Данная Программа оценки эффективности проектов позволяет выявлять аккуратных, честных, перспективных предпринимателей, грамотно ведущих свое дело. Именно такие заинтересованы иметь надежные источники финансирования для развития своего бизнеса. Иными словами можно сказать, что выдача кредита целесообразна вследствие хорошего впечатления, которое производит владелец бизнеса.

Методика кредитования малого бизнеса предполагает выдачу кредита в условиях ограниченной документально подтвержденной информации о финансовом состоянии клиента, что делает невозможным для клиента получение обычного банковского кредита.

Определяющим фактором при принятии решения о выдаче кредита является не обеспечение и бизнес-план деятельности на будущее, а текущее состояние бизнеса клиента, который объективно оценивается и анализируется в тесном и открытом сотрудничестве с экспертом Банка.

Целевая группа: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, малые и средние предприятия частной формы собственности.

Основные условия кредитования:

· фактически работающий бизнес не менее 6 месяцев не зависимо от даты регистрации;

· кредиты не предоставляются для погашения существующих обязательств, а также на финансирование «стартового капитала»;

· кредит для финансирования нового вида деятельности для Заемщика предоставляется в случае если его действующий бизнес позволит погашать ежемесячные взносы по запрашиваемому кредиту.

Вид кредита: разовый кредит.

Валюта кредита: кредиты предоставляются в рублях, долларах США, евро.

Срок кредита:

· для пополнения оборотного капитала - 12 месяцев включительно;

· для кредитования основных средств - 18 месяцев включительно (в некоторых случаях 24 месяца включительно);

· в случае, если заемщик получает в Банке кредит в первый раз - максимальный срок

кредитования - до 6 месяцев включительно.

Погашение кредита: погашение осуществляется Заемщиком ежемесячно равными долями. При наличии ярко выраженной сезонности в ведении хозяйственной деятельности, возможно применение специального графика погашения - уменьшение либо увеличение суммы погашения основного долга в зависимости от сезонных колебаний выручки клиента.

При использовании кредита для покупки основных средств, требующих времени для закупки, монтажа и ввода в эксплуатацию, возможна отсрочка погашения основного долга не более двух месяцев при обосновании необходимости отсрочки.

Обеспеченность кредита: обязательным является поручительство владельцев бизнеса и взаимосвязанных компаний, близких родственников, других Физических лиц с постоянной регистрацией в г. Москве или МО.

Залог: не требуется, но может быть рассмотрен вариант залога товаров в обороте на всю сумму кредита.

Так же в работе предложена разработка и внедрение нового продукта малого бизнеса - Экспресс - кредит.

Методика кредитования: предполагает выдачу кредита Заемщику в условиях ограниченной информации о финансовом состоянии клиента, что делает невозможным для клиента получения обычного банковского кредита.

Определяющим фактором при принятии решения является не обеспечение и бизнес-план деятельности на будущее, а текущее состояние бизнеса клиента, который объективно оценивается и анализируется в тесном сотрудничестве с экспертом Банка.

Целевая группа: индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством; малые и средние предприятия частной формы собственности.

Основные условия кредитования:

- фактически работающий бизнес не менее 3-х месяцев, в течении которых наблюдается положительные финансовые результаты не зависимо от даты регистрации

- коэффициент покрытия среднемесячной чистой прибыли к среднемесячному взносу по кредиту равный не менее 1,5

- кредиты не предоставляются для погашения существующих обязательств, а также на финансирование «стартового» капитала.

Особое значение при реализации Продукта придается развитию долгосрочных отношений с заемщиками. Как правило, первый кредит относительно не большой по сумме и выдается на короткий срок.

Выдача кредита производится от 3 до 4 рабочих дней. Длительность рассмотрения кредитной заявки зависит от следующих факторов:

· сложность и непрозрачность структуры бизнеса заемщика;

· возможные смещения по срокам проведения ФЭА, посещения места жительства по вине заемщика;

· возникновение вопросов, требующих дополнительного запроса и анализа новых документов / посещения места ведения бизнеса / дополнительного времени для прояснения сомнительных вопросов;

· необходимость дополнительной идентификации по мотивированному заключению СЭЗ

· задержка визирования документов

· задержка подписания договоров со стороны Банка

· другие причины

Основные преимущества получения кредита по Программе кредитования малого бизнеса:

· кредит может получить Заемщик, не имеющий опыта работы с кредитами и кредитной истории;

· банк гарантирует гибкий подход к анализу действующего бизнеса Заемщика и обеспечению кредита;

· помощь кредитного работника в оформлении финансовых документов;

· выдача кредита производится в течение 5-8 рабочих дней с момента получения полного пакета документов.

За последние два года банк расширил свою коммерческую сеть, увеличил спектр предлагаемых услуг финансовых услуг и нанял новый персонал для работы на таких ключевых направлениях, как обслуживание физических лиц и инвестиционная деятельность, информационные технологии и управление рисками.

В ПРБ за последние годы произошло укрепление баланса банка, прибыльность основных видов деятельности повысилась благодаря увеличению объемов ссудных операций по более выгодным условиям, росту комиссионных доходов, а также благоприятным внешним условиям деятельности.

Глава 2. Бухгалтерский учет и кредитный процесс

2.1 Основные стандарты и принципы бухгалтерского учета кредитования

Бухгалтерский учет является основой контроля за экономным использованием финансовых ресурсов и имущества, снижением затрат, повышением доходности и рентабельности операций, приростом капитала, принятием современных мер по избежанию отрицательных явлений в финансово-хозяйственной деятельности.

Информация о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе по товарному и коммерческому кредитам), в бухгалтерском учете формируется в соответствии с ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (Приказ Минфина России от 02.08.2009 N 60н). Это Положение не применяется к договорам государственного займа.

Порядок оценки и принятия к учету материально - производственных запасов (далее - МПЗ) определен в ПБУ 5/01 "Учет материально - производственных запасов" (Приказ Минфина России от 09.06.2009 N 44н). При этом учет МПЗ в составе расходов организации, связанных с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, ведут согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 30.03.2009)).

Согласно ПБУ 15/01 затраты по займам и кредитам, полученным для приобретения МПЗ, следует признавать расходами периода, в котором они произведены (далее - текущие расходы), и осуществлять в сумме причитающихся платежей согласно заключенным договорам займа и кредитным договорам, независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи.

Затраты по полученным займам и кредитам являются операционными расходами организации и подлежат включению в финансовый результат, кроме случаев, когда организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты МПЗ, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты. При этом расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией - заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию - заемщик МПЗ дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, то есть с их отнесением на операционные расходы.

Порядок начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета, утвержденного ЦБ РФ 26.06.1998 N 39-П (ред. от 24.12.1998), начисление процентов может осуществляться одним из четырех способов: по формулам простых процентов, сложных процентов, с использованием фиксированной либо плавающей процентной ставки в соответствии с условиями договора. Если в договоре не указывается способ начисления процентов, то оно осуществляется по формуле простых процентов с использованием фиксированной процентной ставки. При начислении суммы процентов по привлеченным и размещенным денежным средствам в расчет принимаются величина процентной ставки (в процентах годовых) и фактическое количество календарных дней, на которое привлечены или размещены денежные средства. При этом за базу берется действительное число календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно).

Основная сумма долга (далее - задолженность) по полученному от заимодавца займу и (или) кредиту учитывается организацией заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором. Организация-заемщик принимает к бухгалтерскому учету указанную в пункте 3 настоящего Положения задолженность в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает ее в составе кредиторской задолженности. В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа и (или) кредитного договора организация-заемщик приводит информацию о недополученных суммах в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Задолженность организации заемщика заимодавцу по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.