Рефераты. Бухгалтерский баланс предприятия, оценка и анализ соответствию МСФО

2. Бухгалтерский баланс и порядок его составления

2.1 Заключительные работы перед составлением бухгалтерского баланса

Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Т.к. отчёты, и квартальный и годовой, являются результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.

Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:

­ первый этап - подготовительная работа;

­ второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:

а) разработка плана работы по составлению отчётности;

б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;

в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.

Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность.

а) Разработка плана работы по составлению отчётности.

Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами, что и делается на ОАО «Новосибирский Гортоп».

После разработки плана работ по составлению годового отчета, проходит обсуждение его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.

б) Инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчета.

Основной задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение своевременности, полноты и достоверности данных бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявляемой в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от 23.07.98)[2, с. 15] и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации [4, с. 19] предусмотрено перед составлением годовой бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств.

Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности на предприятии необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:

­ на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года (полнота отражения);

­ записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов (обоснованность отражения);

­ отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).

В частности, проверяем соответствуют ли используемые бухгалтером проводки Плану счетов бухгалтерского учета (Приложение 3) предприятия ОАО «Новосибирский Гортоп» и инструкцией по его применению.

Другими словами, перед формированием годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и денежных обязательств.

Для проведения инвентаризации была создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия при обязательном участии главного бухгалтера. Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель организации или его заместитель.

До начала инвентаризации бухгалтерия полностью обработала и записала регистры аналитического учета, данные всех приходных и расходных документов, вывели остатки по счетам. На складах товары разложены по наименованиям, сортам, размерам с указанием на ярлыках количества.

Инвентаризацию провели отдельно по каждому месту нахождения ценностей и по материально ответственным лицам.

Данные инвентаризации по каждому виду ценностей зафиксированы в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность.

в) Заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.

В системе счетов аналитического и систематического учёта отражаются все хозяйственные операции, относящиеся к данному отчетному году. Большинство показателей в годовом отчете заполняются на основании данных систематического и аналитического учёта уточнённых в процессе инвентаризации.

После отражения результатов инвентаризации и уточнений в учётных записях за год подсчитывают итоги в ведомостях и журналах - ордерах за декабрь. После подсчёта итогов и взаимной сверки в соответствующих регистрах приступают к заключению балансовых счетов в определённой последовательности.

Заключение счетов - это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.

Далее обороты из журналов - ордеров записывают в Главную книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому счёту. При этом Главную книгу по расчётным счетам переносят отдельно сумму дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумму кредитных остатков. Таким образом, до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов и исчисления фактической себестоимости продукции проверяют полноту и правильность записей по всем счетам и составляют оборотно-сальдовую ведомость (Приложение 6). По составленной оборотно-сальдовой ведомостью выверяют оборот и остатки по аналитическим счетам. Составление такой ведомости позволяет не только проверить учетные данные по балансовым счетам и устранить ошибки, если они были допущены в течение года, но и получить информацию исчисления налога на имущество.

После выполнения работы по заключению счетов производят расчеты и составляют проводки по закрытию собирательно-распределительных, калькуляционных, финансово-результативных счетов.

На ОАО «Новосибирский Гортоп» счета закрывают в такой последовательности:

1) исчисляют себестоимость вспомогательных производств и закрывают счёт 23 «Вспомогательные производства»;

2) составляют расчёт и списывают расчёт и часть расходов будущих периодов на издержки текущего года;

3) закрывают счета 25, 26 «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы»;

4) списывают затраты на выпуск продукции и исчисляют себестоимость незавершенного производства;

5) осуществляют списание затрат со счёта 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

6) производят записи на счетах по учету капитальных вложений;

7) определяют финансовый результат от основной деятельности предприятия и закрывают счета 44 «Расходы на продажу»;

8) Распределяют прибыль и закрывают счёт 99 «Прибыли и убытки».

Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге. В результате закрытия счетов в заключительном балансе отражают остатки на счетах: инвентарных, фондовых, расчётных и операционных, учитывающих незавершенные процессы будущих лет.

И т.к. формирование отчетности происходит в ограниченное время, необходимо знать, что только соблюдении технологии позволяет с минимальными затратами получить быстро с высоким качеством необходимые показатели.

2.2 Правила оценки статей бухгалтерского баланса

Одним из важнейших элементов методологии бухгалтерского учета является правила оценки имущества, капиталов и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности.

Оценка имущества производится организацией для его отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, по рыночной стоимости на дату оприходывания.

В первом разделе баланса “Нематериальные активы” - это часть основных средств, не имеющая физической основы. Оценка нематериальных активов по первоначальной стоимости производится при их постановке на учет и определяется общей суммой затрат на приобретение или изготовление активов.

В балансе по статье «Основные средства» отражаются здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, как действующие, так и находящиеся на консервации или в запасе, по остаточной стоимости. Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной (или восстановительной) стоимостью и суммой начисленного износа за определенный период времени (по балансу ОАО «Новосибирский Гортоп» основные средства составляют 1980 тыс.руб.(10,6%)).

По статье “Незавершенное строительство” отражается фактическая стоимость оборудования, подлежащего установке и находящегося на складах организации и в пути, а также показывается фактическая стоимость незаконченного строительства, осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способами. Размер статьи в балансе исследуемого предприятия составляет 690 тыс.руб. (3,7%).

По статье «Отложенные налоговые активы» сумма отражается с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах (на нашем предприятии доля отложенных налоговых активов в активе баланса составляет 0,05% (9 тыс. руб.)).

Второй раздел актива баланса - оборотные активы содержат данные об остатках запасов призванных обслуживать процессы производства и обращения.

Одним из основополагающих принципов балансовой оценки производственных запасов на всех предприятиях России, и в ОАО «Новосибирский Гортоп» в том числе, остается оценка по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, включает наряду с их стоимостью по ценам приобретения (без учета налога на добавленную стоимость) также все транспортно - заготовительные расходы, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, доставку и хранение материалов, проценты за кредит по их приобретению и др. На исследуемом предприятии общая сумма запасов составляет 300 тыс. руб. (1,6%).

По статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражаются материально-производственные запасы используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг). Учет данной составляющей запасов на предприятии осуществляется по фактической себестоимости приобретения (изготовления). В балансе данная статья составляет 218 тыс.руб. (1,2%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.