31
Введение
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима, в первую очередь, самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Актуальность данной темы состоит в том, что именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей ведения бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.
Задачами для достижения данной цели являются:
- рассмотрение особенностей учетной политики на малых предприятиях;
- изучение понятия малого предпринимательства, структуры занятости и создание рабочих мест в малом бизнесе;
- рассмотрение правовой базы развития и налогообложения малого предпринимательства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Понятие малого бизнеса в российской учетной практике
1.1 Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса
Сектор частного малого бизнеса в России - ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство - дело многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ - таблицы (табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1. СВОТ - анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности
Сильные стороны малого бизнеса
Слабые стороны малого бизнеса
Возможности малого бизнеса
Угрозы существованию малого бизнеса
1. Небольшой стартовый капитал
Ограниченный (локально) рынок
Рост до уровня «большого» бизнеса
Быстрота полного разорения
2. Высокая эффективность
Ограниченные перспективы роста
Сбалансированное развитие
Быстрое достижение «потолка» роста
3. Гибкость
Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры
Прочная ниша на «своем» рынке
Легкость проникновения конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность
Отсутствие влиятельной поддержки
Творческая самореализация
Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»
Из таблицы 1.1.1 видно, что жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более, сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.
Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес - услуги (консалтинг, маркетинг и др.). Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников). Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян.
Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.
Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:
- в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
- в оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25%.
Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.
Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.
Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.
Эти критерии представлены в следующем:
- среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;
- стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;
- среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей;
- доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25%.
Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.
В качестве субъектов малого и среднего предпринимательства в ст. 4 Закона рассматриваются:
- коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных предприятий);
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
Для них установлены условия, выполнение которых позволяет войти в ту или иную группу субъектов предпринимательства. Отметим, в действующем Законе о государственной поддержке малого предпринимательства критерии малых субъектов установлены только для предприятий. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, попадают в категорию малых субъектов автоматически без соблюдения каких-либо условий 2. Однако со следующего года ситуация изменится.
С 2008 года помимо условия о численности работников вводится ограничение по выручке (без НДС) или балансовой стоимости активов (ч. 1 ст. 4 Закона). Предельные значения для этих показателей устанавливает Правительство РФ для каждой категории субъектов предпринимательства.
1.2 Перспективы развития малого предпринимательства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. 1, 2 ст. 6 Закона).
В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
Страницы: 1, 2, 3, 4