Рефераты. Бухгалтерская отчетность

Требование соблюдения отчётного периода означает, что в качестве отчётного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчётный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчётности отчётной датой считается последний календарный день отчётного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчёта и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчётности).

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчётности: составление её на русском языке, в валюте РФ, подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учёт.

В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на её важность для заинтересованных пользователей.

3.3 Порядок составления бухгалтерских отчётов

Для того чтобы бухгалтерская отчётность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчётов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчётный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчётов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учёта, а также показателей отчётов и балансов с данными синтетического и аналитического учёта; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учёте только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Перед составлением бухгалтерской отчётности необходимо:

- провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;

- внести исправления в учёт, если в нём были допущены ошибки;

- осуществить закрытие счетов;

- провести реформацию баланса;

- отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчётного года.

Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учёте и отчётности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году - записями от 31 декабря отчётного года.

Важным этапом подготовительной работы составления отчётности является закрытие в конце отчётного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно - распределительных, сопоставляющих, финансово - результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Закрытие счетов начинают со счетов учёта затрат на производство, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счёт 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счёта 20 «Основное производство». В порядке последующей очерёдности производятся записи на счетах по учёту капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счёт 99 «Прибыли и убытки».

Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учёте последней хозяйственной операции.

К событиям после отчётной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчётности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации.

При составлении форм бухгалтерской отчётности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчётных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности.

Изменения в бухгалтерской отчётности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году, производятся в отчётности, составляемой за отчётный период, в котором были обнаружены искажения её данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчётности подтверждаются подписью лиц, её подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

После составления бухгалтерской отчётности необходимо:

- осуществить аудиторскую проверку отчётности;

- утвердить отчётность у участников или акционеров организации;

- сдать отчётность в налоговую инспекцию и Росстат.

3.4 Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей

Основной формой бухгалтерской отчётности является бухгалтерский баланс (приложение №1). Его составляют на основе об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов.

Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчётности.

Правила оценки статей баланса установлены положениями по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчётности и инструкциями по составлению бухгалтерской отчётности.

В соответствии с Положением основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырьё, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию - по полной фактической производственной себестоимости и по полной нормативной себестоимости продукции.

По статье «Отложенные налоговые активы» отражается положительная разница между условным налогом на прибыль, исчисляемым по данным бухгалтерского учёта, и реальным налогом на прибыль, определяемым по данным налогового учёта. Отложенный налоговый актив показывает, на сколько нужно будет уменьшить сумму налога на прибыль в следующих отчётных периодах.

Незавершённое производство в массовом и серийном производстве отражается в балансе по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели и частично потеряли своё первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчётного года по цене возможной реализации, когда она ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты хозяйственной деятельности.

Остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчётности в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путём перерасчёта иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчётного периода.

Расчёты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчётности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органами, уполномоченными разрешать соответствующие споры.

Дебиторскую задолженность, по которой истёк срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счёт резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Отражаемые в отчётности суммы по расчётам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе не отрегулированных сумм по этим расчётам не допускается.

3.5 Содержание отчётов о прибылях и убытках и изменениях капитала, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки к годовому отчёту

Отчёт о прибылях и убытках (приложение №2) содержит в своих разделах сведения за отчётный и предыдущий периоды:

- о валовой прибыли;

- о прибыли от продажи продукции;

- о доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате доходов от участия в других организациях и прочих доходов и расходов;

- о прибыли (убытке) до налогообложения;

- об отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах, текущем налоге на прибыль;

- чистой прибыли (убытке) отчётного периода.

Справочно в отчёте приводятся данные за отчётный и предыдущий периоды о постоянных налоговых обязательствах (активах).

Отчёт о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Отчёт об изменениях капитала (приложение №3) состоит из двух разделов и справок.

В первом разделе «Изменение капитала» по итогу капитала и его составным частям, а также нераспределённой прибыли - отражаются сведения об их остатках на 31 декабря года, предшествующего предыдущему, 1 января предыдущего года, 31 декабря предыдущего года, 1 января отчётного года и 31 декабря отчётного года.

По предыдущему и отчётному годам в разрезе соответствующих составных частей капитала указываются данные об изменениях в учётной политике; результатах от переоценки основных средств и перерасчёта иностранных валют; чистой прибыли; дивидендах; отчислениях в резервный фонд; увеличения капитала за счёт дополнительного выпуска акций, увеличения их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица; уменьшении капитала за счёт уменьшения номинала акции, их количества и реорганизации юридического лица.

Во втором разделе «Резервы» указываются, остаток на начало года, поступление, выбытие и остаток на конец года по видам резервов, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами, оценочных резервов и резервов предстоящих расходов за отчётный и предыдущий годы.

В «Справках» указываются данные о чистых активах на начало и конец отчётного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

Отчёт о движении денежных средств (приложение №4) содержит сведения об остатке денежных средств на начало отчётного года и конец отчётного периода, движении денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности за отчётный период предыдущего года и влиянии изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю.

Приложение к бухгалтерскому балансу (приложение №5) состоит из:

Раздела «Нематериальные активы», где указывают наличие на начало отчётного года, движение и наличие на конец отчётного периода отдельных видов нематериальных активов, а также сумму амортизации нематериальных активов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.