1. Задачи подготовительной работы
К основным задачам подготовительной работы относятся:
проведение внутреннего аудита состояния синтетического и аналитического бухгалтерского учета с целью выявления имуще-ства и обязательств, подлежащих списанию но разным причинам;
разработка плана работы по переходу на новый План счетов бухгалтерского учета.
Переход на новый План счетов не должен быть превращен в формальную процедуру, Не следует торопиться с использованием новых счетов и тем более использовать одновременно счета нового и действующего Плана счетов (далее - План счетов 1992 г.). Целе-сообразно осуществить переход на счета нового Плана при состав-лении баланса на 1 января 2002 года.
Анализ практики состояния бухгалтерского учета на предприя-тиях разных сфер деятельности и организационно-правовых форм позволяет выделить следующие основные недостатки, которые могут существенно усложнить работу по переходу на новый План сче-тов:
1) отсутствие налаженной системы единого документооборота, основанной на логистике хозяйственных процессов предприятия и первичной документации, фиксирующей хозяйственные операции;
2) как следствие не налаженной системы документооборота - использование "лоскутной автоматизации" бухгалтерского учета, которая не позволяет создать эффективную систему управленческо-го бухгалтерского учета;
3) отсутствие системы управленческого учета (или ее плохая организация), что не позволяет удовлетворять потребности ме-неджеров предприятия в информации, необходимой для приня-тия управленческих решений;
4) небрежное ведение аналитического учета, нарушение доку-ментооборота, что приводит к искажению учетных данных и, как следствие, к ошибкам в финансовой отчетности;
5) формальный подход к разработке Положения по учетной по-литике;
6) превращение инвентаризации в формальную процедуру отра-жения учетных данных, что не позволяет своевременно выявлять несоответствие фактического наличия активов и обязательств пред-приятия и учетных данных.
Для осуществления подготовительной работы по переходу на новый План счетов рекомендуется создать рабочую группу, в со-став которой должны войти специалисты, имеющие профессиональ-ное представление об используемых на предприятии средствах.
2. Этапы плана подготовительной работы
В план целесообразно включить следующие этапы:
I этап. Проведение сплошной инвентаризации активов с соблю-дением всех предусмотренных процедур.
В ходе инвентаризации проверяются и документально подтвер-ждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
До начала проверки фактического наличия имущества инвента-ризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств и расписку материально ответственного лица о том, что все записи за предыду-щий период полностью произведены.
При инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвеши-ваются все материальные объекты, имеющиеся у организации, а также на принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтер-ском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендован-ные, полученные для переработки).
Основные цели инвентаризации:
выявление имущества, фактически имеющегося в наличии у организации;
сопоставление фактически имеющегося имущества с данными бухгалтерского учета;
проверка достоверности учета обязательств.
Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями сле-дующих нормативных актов:
1) Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Мин-фина России от 29.07.98 г. № 34н (далее -- Положение по ведению бухгалтерского учета);
3) Методических указаний по инвентаризации имущества и фи-нансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
4) Постановления Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной до-кументации но учету кассовых операций, по учету результатов ин-вентаризации».
Результаты инвентаризации признаются действительными толь-ко и том случае, если соблюдена процедура ее проведения, включа-ющая следующие этапы:
проведение подготовительных мероприятий, назна-чается инвентаризационная комиссия, составление перечня проверяемых имущества и финансовых обязательств);
взвешивание, обмеривание, подсчет материально-производ-ственных запасов; фиксирование результатов в инвентаризацион-ных описях;
сопоставление данных инвентаризационных описей с данны-ми бухгалтерского учета;
оформление результатов инвентаризации.
Новым Планом счетов не предусмотрены счета для учета мало-ценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа. Поэтому важной целью инвентаризации является определение принадлежно-сти каждого объекта, учитываемого в составе малоценных и быст-роизнашивающихся предметов (счет 12 Плана счетов 1992 г.), к основным средствам или к инвентарю и хозяйственным принадлеж-ностям (счет 10, субсчет 9 нового Плана счетов.
При осуществлении инвентаризации следует также учитывать, что при применении нового Плана счетов стоимость временных сооружений относится по фактической себестоимости произ-водства непосредственно на затраты капитального строительства или учитывается в качестве инвентаря на субсчете 10-9 с калькулированием фактической себестоимости на субсчете 08-3.
II этап. Проверка состояния документооборота и аналитичес-кого учета. При выполнении этого этапа необходимо решить следу-ющие задачи:
провести проверку состава организационно-правового обеспе-чения бухгалтерского учета;
проанализировать порядок разработки и степень выполне-ния Положения об учетной политике с точки зрения отражаемой в ней технической, технологической, трудовой и финансовой по-литики.
III этап. Осуществление комплекса мероприятий по устране-нию выявленных недостатков.
К таким мероприятиям можно отнести:
1) совершенствование документооборота:
уточнение форм всех первичных документов, применяемых в организации, с точки зрения полноты отражения всех хозяйствен-ных операций, разработка недостающих и утверждение их в каче-стве типовых для организации;
разработка (при отсутствии таковой) инструкции об обяза-тельных принципах оформления и контроля первичных учетных документов с учетом применяемой техники- ведения учета;
2) совершенствование организации бухгалтерского учета:
создание системы внутреннего аудита в сочетании с системой прав и ответственности за внесение изменений в учетную политику, подготовка распоряжения об изменениях типовых операций и бух-галтерских записей;
проверка наличия и уточнение содержания приказов, касаю-щихся постановки бухгалтерского учета;
уточнение должностных инструкции работников бухгалтерии;
уточнение организационной структуры управления с целью интеграции бухгалтерского учета в целостную систему управления.
3) совершенствование технологии бухгалтерского уче-та, в рамках которого уточняются:
рабочий План счетов с указанием всех субсчетов и уровней аналитического учета;
перечень типовых операций по всем хозяйственным процес-сам и бухгалтерских проводок по ним;
порядок определения доходов и расходов;
порядок и очередность закрытия счетов по окончании отчет-ного периода;
юридическая политика предприятия;
система налогового планирования и контроля;
графики документооборота, с тем чтобы учетная информация
была составной частью общего информационного потока системы управления;
состав, структура и сроки представления внутренней отчетно-сти на основе управленческого учета.
В результате проведенных мероприятий будут созданы условия для качественного перехода на новый План счетов.
IV этап. Заключительный этап, совпадающий с проведением работы по составлению годового отчета на 1 января 2002 года. На этом этапе выполняются бухгалтерские проводки по переходу на новый План счетов.
Таблица по Бухгалтерские проводки для перехода на новый План счетов бухгалтерского учета приведена в приложении 1.
В новом Плане счетов бухгалтерского учета приведенного в сравнительной таблице, в приложении 2 счета сгруппирова-ны в восемь разделов (в Плане счетов 1992 г. их было девять). В отличие от Плана счетов 1992 г. в новом Плане счетов отсутствует раздел "Кредиты и финансирование".
По своей экономической природе кредитные отношения анало-гичны другим расчетам, поэтому счета учета кредитов помещены в раздел "Расчеты". Счета перераспределены по разделам в соответ-ствии с их экономическим содержанием.
Так, например, уточнен состав разделов, отражающих финан-совые резервы и использование прибыли. Для учета создания и контроля использования создаваемые резервы целесообразно учи-тывать в составе разделов, соответствующих их экономической природе.
Таблица 3
Сравнительная характеристика разделов Плана счетов 1992 г. и нового Плана счетов
Номер
раздела
Наименование раздела Плана счетов 1992 г.
Номер раздела
Наименование раздела нового Плана счетов
I
Основные средства и другие долгосрочные вложения
Внеоборотные активы
II
Производственные запасы
III
Затраты на производство
IV
Готовая продукция, товары и реализация
Готовая продукция и товары
V
Денежные средства
VI
Расчеты
VII
Финансовые результаты и использование прибыли
Капитал
VIII
Капитал и резервы
Финансовые результаты
IX
Кредиты и финансирование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16