Рефераты. Бухгалтерская финансовая отчетность

Целый ряд принципов МСФО, связанных и с такими основополагающими допущениями, как метод начисления и непрерывность деятельности, и с такими качественными характеристиками финансовой отчетности, как понятность, уместность, существенность, надежность, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, сопоставимость и др., а также с такими, как оценка и признание элементов финансовой отчетности, и наконец, собственно концепции капитала и поддержания капитала и определения прибыли, прежде всего требуют методологического и методического согласования в процессе адаптации МСФО в наших условиях.

Резюмируя все вышесказанное, следует специально подчеркнуть, что формирование концептуальных основ адаптации МСФО в нашей стране, с учетом внесения корректировок и в саму Концепцию, и в Планы мероприятий по ее реализации, должно представлять постоянно действующий процесс, контролируемый как со стороны органов исполнительной и представительной власти, так и со стороны профессионального сообщества. Только такой подход сделает адаптацию и внедрение МСФО в России последовательными и необратимыми

2.3 Реформирование бухгалтерского учета в России

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.

Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.

Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:

- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г. N 100).

В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.

Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.

В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:

- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;

- гармонизация стандартов на международном уровне;

- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Формирование рыночных отношений, смена экономических и политических приоритетов, увеличение числа собственников приводят к усилению роли бухгалтерской информации в управлении хозяйственной деятельностью организаций. Появляются новые требования к бухгалтерскому учету и отчетности, обусловленные интеграцией российской экономики в международную систему хозяйствования.

Реформирование отечественной системы бухгалтерского учета осуществляется с 1992 г. на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

В процессе реализации Государственной программы в течение 1992--1997 гг. были приняты Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и некоторые другие нормативные документы. Очевидно, что с момента принятия Государственной программы проводилась работа по преобразованию отечественного бухгалтерского учета, но в целом процесс перехода на международные стандарты отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Постановлениями Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 910 и от 6 марта 1998 г. № 283 образована Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности и утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Основными целями деятельности Межведомственной комиссии являются совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности, приведение их в соответствие с МСФО, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реформированию бухгалтерского учета.

В этой Программе обоснована необходимость реформирования бухгалтерского учета. Отмечается, что система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях командно-административного управления экономикой, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, а организация государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Кардинальные изменения системы общественных отношений и гражданско-правовой среды потребовали адекватной трансформации бухгалтерского учета, однако темпы преобразований в настоящее время недостаточны.

Цель реформирования -- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

В Программе реформирования выдвинуты задачи преобразования системы учета:

§ формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих необходимой информацией инвесторов;

§ увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

§ оказание методической помощи организациям в изучении и внедрении инновационной модели бухгалтерского учета.

Предусматривается проведение реформы по следующим основным направлениям:

§ совершенствование нормативного правового регулирования;

§ формирование нормативной базы (стандарты);

§ методическое обеспечение (инструкции, методические указания);

§ кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

§ международное сотрудничество.

Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и деятельности организации.

В процессе реформы предполагается следующее:

§ переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на отчетность;

§ регулирование финансового учета, предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

§ использование в национальном регулировании международных стандартов.

Ключевым элементом реформирования является разработка новых и уточнение ранее утвержденных ПБУ и их внедрение в практику.

В ходе реализации Программы реформирования предусматривается создание представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, участие в деятельности профессиональных зарубежных организаций. В реформировании бухгалтерского учета активное участие принимает Институт профессиональных бухгалтеров России и другие профессиональные организации. Предполагается изменить работу по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Система профессиональной подготовкой бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Предполагается осуществление систематической, целенаправленной работы с международными организациями: КМСФО, МФБ, ОЭСР и др.

В области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета в 2001--2005 гг. предусматривалось завершить разработку и утверждение нормативных документов по бухгалтерскому учету, соответствующих требованиям рыночной экономики и мировой практики, включая положения по бухгалтерскому учету, обеспечивающие возможность составления бухгалтерской отчетности согласно принципам, содержащимся в МСФО.

Была намечена разработка отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности и указаний по ведению процедур корректировки данных бухгалтерской отчетности с учетом последствий инфляции, а также формирование модели взаимодействия систем учета и налогообложения.

Для обеспечения достоверного и полного раскрытия данных бухгалтерской отчетности предполагалось установить дифференцированный подход к порядку формирования и представления бухгалтерской отчетности, в частности:

§ открытым акционерным обществам и иным организациям, чьи ценные бумаги котируются на международных рынках капитала и (или) российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг, представлять сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО, начиная с бухгалтерского отчета за 2005 г.;

§ открытым акционерным обществам, чьи ценные бумаги не котируются на международных рынках капитала, представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в России, обеспечивая полноту и достоверность информации о финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, постоянно в 2001--2005 гг.;

§ закрытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, государственным унитарным предприятиям (за исключением субъектов малого предпринимательства) представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России с учетом допускаемых ограничений на публичность итоговой финансовой информации со стороны заинтересованных пользователей и собственников постоянно в 2001--2005 гг.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.