Как отразить в учете списание БСО, если они были испорчены при заполнении? Ответ на этот вопрос дан в п. 15 Положения, согласно которому испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны. Это необходимо отразить и в книге по учету БСО.
Приведем на примере варианты учета операций с БСО.
Пример. В январе 2006 г. турфирма приобрела в типографии 1000 шт. бланков туристической путевки по форме ТУР-1. Стоимость партии БСО составила 826 руб., в том числе НДС - 126 руб. Предположим, что с 1 июля 2006 г. Минфин утвердил новые формы БСО для оказания туристических услуг, в связи с чем применение закупленных в январе бланков стало невозможным. До 01.07.2006 было использовано 700 шт. БСО. В забалансовом учете БСО отражаются в условной оценке 70 коп. за шт.
Вариант 1. Отражение затрат на приобретение БСО на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
В бухгалтерском учете организации произведены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены затраты по покупке бланков (826 - 126) руб.
26
60
700
Отражен НДС
19
126
Бланки оплачены в типографии
51
826
Принят к вычету НДС по бланкам
68
Бланки приняты на забалансовый учет в условной оценке 70 коп. (0,7 руб. х 1000 шт.)
006
Списаны использованные бланки (0,7 руб. х 700 шт.)
490
С 01.07.2006 утверждены новые формы БСО, в организации принято решение о списании и уничтожении остатков старых форм БСО (0,7 руб. х 300 шт.)
210
При списании с забалансового учета неиспользованных и утративших силу БСО возникает вопрос о правомерности принятия их стоимости в качестве расходов для целей налогообложения прибыли. Напомним, что вся стоимость приобретенных БСО уменьшила налогооблагаемую прибыль в январе 2006 г. На наш взгляд, организация имеет право принять такие расходы для целей налогообложения прибыли. На подобный вопрос, заданный банком, Минфин ответил положительно в Письме от 08.06.2005 N 07-05-09/10. По нашему мнению, такой порядок учета БСО можно применить и в организациях иных сфер деятельности.
Вариант 2. Отражение затрат на приобретение БСО при помощи счета 10 "Материалы", субсчет "БСО".
Хозяйственные операции отражаются следующим образом.
Оприходованы бланки (826 - 126) руб.
10
Бланки оплачены типографии
Бланки переданы материально- ответственному лицу ((700 руб. / 1000 шт.) х 700 шт.)
Переданные в использование бланки отражены на забалансовом счете 0,7 руб. х 700 шт.)
С 01.07.2006 утверждены новые формы БСО и в организации принято решение о списании и уничтожении остатков старых форм БСО
Списаны бланки, учтенные на счете 006 (700 - 490) руб.
91-2<*>
--------------------------------
<*> В бухгалтерском учете расходы в виде стоимости неиспользованных остатков отмененных БСО, по нашему мнению, учитываются в составе операционных расходов <5>.
<5> См. п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Вариант 3. Одновременное отражение БСО на счетах 10 и 006.
Бухгалтер организации должен сделать следующие проводки.
С 01.07.2006 утверждены новые формы БСО, и в организации приняторешение о списании и уничтожении остатков старых форм БСО
Списаны бланки, учтенные на счете 10 (0,7 руб. х (1000 - 700) шт.)
Списаны бланки, числящиеся на счете 10 (700 - 490) руб.
91-2
Очевидно, что последние два варианта учета БСО весьма трудоемки. Поэтому, исходя из принципа рациональности, рекомендуем использовать первый из приведенных способов, который, кроме того, соответствует и методологии бухгалтерского учета.
Инвентаризация БСО
В соответствии с п. 20 Положения инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов. Напомним, что проведение и результаты инвентаризации необходимо оформить унифицированными формами, утвержденными Постановлением Госкомстата N 88 <6>. Сроки, причины инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии необходимо указать в форме N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации". Результаты инвентаризации БСО отражаются в форме N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности".
<6> Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Проверка фактического наличия БСО производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам <7>.
<7> См. п. 3.41 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Если обнаружены некомплектные или испорченные БСО, их необходимо уничтожить на основании акта о списании, составленного комиссией (п. 23 Положения). Форму акта о списании БСО организация должна разработать самостоятельно.
Как уже было указано выше, не позднее 01.01.2007 Минфин должен утвердить новые формы БСО. Возникает вопрос: как оформить списание остатка устаревших бланков? На наш взгляд, можно воспользоваться таким же актом о списании с указанием соответствующей причины. Списание необходимо отразить в книге по учету бланков.
Согласно п. 23 Положения копии использованных бланков (корешков), упакованные в опечатанные мешки, хранятся в организации (у индивидуального предпринимателя) не менее пяти лет. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета копии использованных БСО (корешков) уничтожаются на основании акта о списании.
Страницы: 1, 2, 3