Пример процентного свопа.
1. Первый контрагент по свопу - компания - может взять кредит в размере 10 млн дол. со сроком погашения 3 года с фиксированной ставкой 12% или с переменной ставкой равной ЛИБОР +1%
2. Банк может получить на межбанковском рынке кредитные ресурсы в том же размере и на тот же срок с переменной ставкой процента равной ЛИБОР или с фиксированной ставкой 10%.
В этом случае разница между фиксированными ставками процента больше разницы между переменными ставками на 1%.
Для заключения свопа компания берет кредит с процентной ставкой равной ЛИБОР+1%, а банк - с процентной ставкой 10%.
После заключения свопа банк периодически платит компании переменный процент - ЛИБОР, а компания периодически выплачивает банку фиксированный процент - 10,5% (0,5% - премия банку, 10% - фиксированный процент банка за взятые для компании кредиты). Благодаря свопу компания сокращает издержки финансирования по кредиту с фиксированной ставкой процента на 0,5%, а банк также получает экономию на издержках финансирования долга с переменной ставкой процента равной 0,5%.
Таким образом, сделки своп обычно заключаются в целях хеджирования интересов, создания искусственных активов или обязательств и позволяют уменьшить расходы, связанные с получением кредита (две последние функции можно рассматривать как разновидности первой).
Исполнение сторонами обязательств ведет к прекращению контракта. Существуют и другие возможности, позволяющие стороне прекратить обязательства. На вторичном рынке свопов (secondary swap market) действуют три способа, позволяющие освободиться от ранее взятых обязательств: а) прекращение контракта по взаимному соглашению сторон (closeout), б) продажа свопа (swap sale), в) заключение обратной сделки своп (reversal, mirror swap transaction).
Сделки своп можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от того, в отношении какого имущества заключается контракт, можно выделить: - процентный своп (interest rate swap) в отношении условной денежной суммы, на которую начисляются платежи, предусмотренные договором; - валютный своп (currency swap) в отношении валюты; - товарный своп (commodity swap) в отношении какого-либо товара; - своп на ценные бумаги (equity swap).
Когда своп организуется впервые, то он ничего не стоит контрагентам, однако когда передаются обязательства в рамках уже действующего соглашения, то передаваемый своп получает уже новую стоимость, которую необходимо определить. Кроме того, может возникнуть необходимость в определении стоимости свопа в каждый конкретный момент времени. Своп можно представить как портфель облигаций с короткой и длинной позициями, поэтому стоимость свопа в каждый момент представляет собой разность между ценами данных облигаций.
Чтобы оценить своп, его можно представить как сочетание двух облигаций, в отношении одной из которых инвестор занимает длинную, а другой -- короткую позицию. Стоимость свопа будет равна разности цен данных облигаций. Допустим, в свопе компания получает твердую и платит плавающую ставку. Тогда для нее цена свопа равна:
Pswap= P1-P2
где Pswap - цена свопа , Р1 - цена облигации с твердым купоном, которая известна и равна твердой процентной ставке по условиям свопа , Р2 - цена облигации с плавающим купоном, плавающую процентную ставку берут также из условий свопа.
Валютное хеджирование (хеджирование валютных рисков) это заключение срочных сделок на покупку или продажу иностранной валюты во избежание колебания цен. Хеджирование валютных рисков состоит в покупке (продаже) валютных контрактов на срок одновременно с продажей (покупкой) валюты, имеющейся в наличии, с тем же сроком поставки и проведение оборотной операции с наступлением срока фактической поставки валюты. Под валютным хеджированием обычно понимается - защита средств от неблагоприятного движения валютных курсов, которая заключается в фиксации текущей стоимости этих средств посредством заключения сделок на валютном рынке (межбанковском рынке forex или на валютной бирже).
Пример хеджирования валютных рисков: Британский импортер заключил договор на поставку оборудования из Италии через 3 месяца на сумму 1 000 000 евро. Предположим, импортер обязан оплатить всю сумму контракта после получения оборудования в порту. Поскольку оплата произойдет только через 3 месяца, то импортер несет риск того, что курс евро к британскому фунту через три месяца значительно повысится (он конечно может и упасть, но риск роста также велик). Поскольку импортер не склонен рисковать, чтобы получить прибыль в результате падения курса, и хочет просто избежать риска повышения курса евро, импортер может купить Евро для оплаты через три месяца уже сейчас воспользовавшись фьючерсным рынок (это может быть межбанковский рынок forex или биржа). Он покупает фьючерс EUR/GBP с расчетами через 3 месяца по цене сформированной на текущий момент времени. Через три месяца он получает 1 000 000 евро за фунты по цене, сформированной в момент заключения сделки, т.е. 3 месяца назад.
Британский импортер также мог купить на рынке forex евро за фунты c расчетами SPOT (на условиях маржинальной торговли, например), а потом путем операций SWAP откладывать дату расчетов (дату валютирования) в течение 3-х месяцев. В обоих случаях импортер на дату расчетов по контракту на оборудование получает необходимую сумму в евро за свои фунты по цене установленной уже сегодня, практически без отвлечения капитала.
Как и в случаях хеджирования валютных рисков или хеджирования облигаций, при хеджировании ценных бумаг (акций) основной принцип остается - потеря цены на одном из рынков компенсируется прибылью, получаемой на другом рынке. Допустим, вы имеете 1000 акций РАО "ЕЭС России" (EESR), по цене 26 рублей. Допустим, вы предполагаете, ценные бумаги могут начать падать. В этом случае вы продаете, например, фьючерсный контракт. Допустим, вы оказались правы и цены на ваши акции действительно упали.
По прошествии необходимого времени вы продает свои акции по уже упавшей цене, допустим по 24 рубля за акцию. Одновременно с продажей акций, имеющихся в наличии, вы выкупаете фьючерсы.
Поскольку фьючерс торгуется обычно по цене близкой к цене базового актива, то прибыль от продажи, а потом выкуп фьючерса по более низкой цене компенсирует убытки от падения курса акций, которые были у вас в наличии. Необходимо принимать во внимание, что разница между фьючерсной и спотовой (текущей ценой акции) ценами все же существует. Эта разница называется базис. Текущая фьючерсная цена акции может быть больше или меньше текущей спотовой цены акции, поэтому общий результат хеджирования зависит от разницы 2-х базисов и может быть рассчитан по формуле:
Результат = S0 + (Базис0 - Базис1)
где: S0 - цена спот (цена акции) на начало операции хеджирования; Базис0 - разница между фьючерсной и спотовой ценами на начало операции; Базис1 - разница между фьючерсной и спотовой ценами на дату завершения операции.
Допустим инвестор держит свои средства в облигациях и хочет убытков от возможного падения их цены в будущем. В этом случае он может продать фьючерсы на облигации. Данная операция имеет ряд преимуществ перед непосредственной продажей облигаций по текущей цене:
- Минимальные потери на спредах и на движении рынка (постоянный узкий спред в стакане) - Низкая биржевая комиссия, отсутствие депозитарных сборов - Возможность хеджирования любого портфеля рублёвых облигаций - Минимальные потери на спредах и на движении рынка (постоянный узкий спред в стакане) - Низкая биржевая комиссия, отсутствие депозитарных сборов
Существует ряд методов хеджирования портфелей облигаций.
- При хеджировании фьючерсом базового актива можно компенсировать 100% потерь от роста процентных ставок (и соответствующего падения цены облигации) по этому выпуску. - При хеджировании фьючерсом облигаций другого выпуска можно застраховаться от параллельного сдвига кривой доходности вверх. - При хеджировании фьючерсом портфеля облигаций портфель можно застраховать от неблагоприятного влияния общерыночных факторов.
Хеджирование представляет собой традиционный метод управления рисками, в первую очередь рыночными. Оно представляет собой процесс заключения сделок, принятия позиций, направленных не на получение дополнительного дохода, а на снижение риска по отдельным видам операций или в целом по некоторому портфелю.
Потребность в хеджировании возникает в ситуациях, когда проведение доходных операций (основная деятельность) требует принятия неприемлемых или нежелательных рисков. Например, банк, имеющий развитые возможности по кредитованию в российских рублях, может эффективно финансировать их пассивами в иностранной валюте, но возникновение валютной позиции и связанного с ней валютного риска не входит в его интересы. Промышленное предприятие, производящее некоторую продукцию, вынуждено принимать в течение производственного цикла большое количество рыночных рисков (ценовых, валютных), способных существенно ухудшить финансовые результаты и т.д.
Под хеджированием также можно понимать и процесс формирования сложной позиции, чувствительной только к отдельным составляющим изменения цен финансовых инструментов, из которых (изменений) предполагается извлечь доход. Например, возможно приобретение акций некоторого эмитента, на основе прогноза о росте данных акций по сравнению с рынком в целом (акции эмитента недооценены), при этом существует риск снижения всего рынка акций, который может быть захеджирован за счет формирования короткой позиции в фондовом индексе (продажа фьючерса на индекс).
При осуществлении хеджирования желательно минимизировать возникающие затраты. Поэтому, основными средствами хеджирования являются срочные производные инструменты (форварды, фьючерсы, опционы и т.д.), т.к. их использование не требует отвлечения ресурсов в значительных объемах или не требует вообще, т.е. затраты на финансирование хеджирующей позиции незначительны.
Хеджирование может быть статическим и динамическим. Статическое хеджирование подразумевает разовое формирование хеджирующей позиции на весь срок осуществления основной деятельности. Например, предприятие может заранее продать свою продукцию задолго до момента её производства, хеджируя таким образом ценовой (товарный) риск. Банк, выдавая кредит с открытием валютной позиции, может заключить хеджирующий валютный форвард на срок кредита.
При осуществлении статического хеджирования важно, чтобы цены хеджируемой и хеджирующей позиции изменились одинаково за весь срок сделки.
Динамическое хеджирование подразумевает формирование позиции, защищающей от риска на горизонте меньшем, чем срок основной деятельности, с постоянным изменением данной позиции в будущем. Как правило, динамическое хеджирование подразумевает хеджирование с помощью высоколиквидных инструментов, позволяющих в любой момент с минимальными затратами произвести коррекцию хеджирующей позиции. Очевидно, что такого рода хеджирование требует заключения значительно большего количества сделок, чем при статическом.
В большинстве случаев, при осуществлении динамического хеджирования важно, чтобы цены хеджируемой и хеджирующей позиции изменились одинаково на минимальном временном горизонте (1 день).
Потребность в динамическом хеджировании может возникнуть в силу следующих причин:
· отсутствуют или слишком дороги инструменты, позволяющие осуществить статическое хеджирование;
· срок основной деятельности четко не определен.
Как правило, в результате хеджирования возникает базисный риск, представляющий собой риск различий в изменениях цен хеджируемого и хеджирующего инструмента. Например, при хеджировании вложений в акции отдельного эмитента фьючерсами на фондовый индекс существует риск того, что цена на акции и значения индекса ихменятся не пропорционально.
Помимо базисного риска, который с определённых позиций представляет собой некий остаток изначально устраняемого риска, хеджирование часто подразумевает принятие кредитных рисков и рисков ликвидности.
Кредитные риски принимаются при хеджировании внебиржевыми инструментами, когда контрагенты по сделке фактически принимают обязательства пор покрытию возможных убытков организации.
Риск ликвидности возникает в ситуациях, когда поддержание хеджирующих позиций требует внесения обеспечения, объем которого зависит от цены базового инструмента. Это риск сопровождает хеджирование с использованием фьючерсных контрактов и сделок, подразумевающих выплату маржи контрагенту (margin calls).
Страницы: 1, 2, 3