Аудит на соответствие требованиям, установленным государ-ственными актами, проводится ревизорами, работающими в госу-дарственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему го-сударственному органу.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку от-четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтер-ского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, пригла-шенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широ-кому кругу пользователей -- владельцам акций, кредиторам, орга-нам государственного регулирования и др.
Специальный аудит -- это проверка конкретных вопросов в дея-тельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить за-конность, добросовестность и эффективность деятельности управ-ляющих, правильность составления налоговой отчетности, исполь-зования социальных фондов и др.
3. 3 Обязательный и инициативный, первоначальный и согласованный аудит
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, уста-новленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязатель-ного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по реше-нию экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки опре-деляет клиент.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличи-вает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудито-ром (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан по-этому на знании специфики клиента, его положительных и отрица-тельных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преиму-ществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудни-чество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основа-тельно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на много-летнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызы-вает настороженность как у потребителей информации, так и у но-вых аудиторов.
Иными словами аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, среди которых можно выделить:
ведение бухгалтерского учета;
восстановление бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской отчетности;
защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ;
модернизация действующей системы учета;
консультации;
проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтеров;
обучение бухгалтеров;
издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу и аудиту;
автоматизация бухгалтерского учета.
С точки зрения развития аудит разделяется на три стадии и, соответственно, три вида:
1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение досто-верности бухгалтерских документов и отчетности);
2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке от-падает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значи-тельно упрощает аудит в областях с низким риском).
С точки зрения направленности аудит подразделяется на:
общий аудит (предприятия и их объединения независимо от ор-ганизационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения);
банковский аудит;
аудит страховых организаций;
аудит бирж;
аудит внебюджетных фондов;
аудит инвестиционных институтов и др.
Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.
Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие аудиторская деятельность получила после кризиса 1929-1933 гг., когда у инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.
Современное положение в России удивительно напоминает описанную ситуацию. С одной стороны, происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, а с другой - уже имеется первый негативный опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда финансовых институтов, использовавших преимущественно средства населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.
Таким образом, к середине 90-х годов в нашей стране уже произошел подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим финансовым структурам, а необходимость процессов снижения информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала одной из основных на пути стабилизации экономики.
1. Адамс Р. Основы аудита / под ред. Я.В. Соколова. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 398 с.
2. Аренс А. Аудит пер с англ. М.А. Терехова, ред. Проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 560 с.
3. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. - М.: Инвест Фонд, 2001. - 192 с.
4. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Приложение к Указу Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 // Российская газета. - 1993. - № 239.
5. Смекалов П. В., Терехов А.А., Терехов М.А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ “Балтийский аудит”, 1999. - 218 с.
6. Соколов Я.В., Скобара В.В., Островская О.Л.: Стандарты и нормы финансового контроля // Экономика и жизнь. - 1995. - № 33. - с. 20-35
7. Терехов А.А. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 511 с.
8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 240 с.
Страницы: 1, 2, 3