Рефераты. Аудиторские стандарты, доказательства и контроль

- ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля,

- разработка общего плана аудита и программы аудита.

Каждый из первых пяти этапов нацелен на то, чтобы помочь аудитору в работе над последним этапом - в разработке эффективного и действенного общего плана аудита и программы аудита.

Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы и часто - в офисе клиента.

Предварительное планирование включает в себя:

- принятие решения о согласии начать или продолжить аудит отчетности клиента;

- подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей;

- составление письменного обязательства;

- ознакомление с отраслью и бизнесом клиента;

- осмотр организации и ее служебных помещений;

- рассмотрение экономической политики компании; оценка потребности в привлеченных специалистах.

4. АУДИТОРСКАЯ ОЦЕНКА БИЗНЕСА КЛИЕНТА. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

В начальной фазе аудита проверяют три тесно взаимосвязанных типа юридических документов и архивов:

- свидетельство о присвоении статуса корпорации и ее устав;

- протоколы собраний совета директоров и акционеров;

- контракты.

Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение.

Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политики, о географическом расположении компании и экономике соответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и т.д.

При подготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному.

Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые «критические области» аудита.

К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:

- общие тенденции экономической активности (спад, подъем);

- процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;

- инфляция, ревальвация валюты;

- политика правительства:

а) денежно-кредитная;

б) фискальная;

в) наличие финансовых стимулов;

г) тарифы, торговые ограничения;

- курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;

- другая общеэкономическая информация.

Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.

Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.

К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится следующая:

конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;

цикличность (сезонность) деятельности;

изменения в технологии производства;

коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);

спад или расширение деятельности в отрасли;

неблагоприятные условия в отрасли (снижение спроса, серьезная ценовая конкуренция);

основные экономические и статистические показатели;

специфические операции и особенности бухгалтерского учета;

экологические требования и проблемы;

нормативно-правовая база;

наличие и стоимость источников энергии;

другие отраслевые данные.

Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся: беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература.

Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.

При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента: -Управление и структура собственного капитала: -Деятельность проверяемого субъекта - продукция, рынки, поставщики,расходы: - Финансовая деятельность - факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта:

- Условия, в которых подготавливается отчетность:

- Законодательство.

Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.

До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.

Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором, с тем чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.

В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки или аудиторское заключение.

При планировании и проведении аудита, а также при оценке его результатов и формировании аудиторского заключения аудитор должен принимать во внимание, что несоблюдение проверяемой организацией законов и нормативных актов может в ряде случаев оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

В целях общего понимания законодательных и нормативных актов аудитору необходимо:

* использовать имеющуюся информацию о деятельности проверяемой организации

* получить от руководства проверяемой организации информацию о законодательных и нормативных актах, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на деятельность организации;

* получить от руководства проверяемой организации информацию о процедурах, применяемых в организации для выявления, оценки и отражения в учете и отчетности судебных исков и санкций;

* получить от руководства проверяемой организации информацию о применяемых процедурах, направленных на соблюдение законодательных и нормативных актов.

В соответствии с МСА 250 аудитору необходимо выполнить следующие процедуры, направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов, положения которых должны учитываться при составлении финансовой отчетности:

* запросить руководство, соблюдает ли проверяемая организация применимые законодательные и нормативные акты;

* проверить переписку с регулирующими деятельность клиента органами и лицензирующими органами.

Аудитору также необходимо получить достаточные и уместные доказательства того, что в проверяемой организации соблюдаются законодательные и нормативные акты. Для этого аудитору необходимо изучить требования соответствующих законодательных и нормативных актов и убедиться в том, что необходимые показатели отражены в финансовой отчетности и необходимая информация раскрыта в примечаниях к ней.

В соответствии с МСА 250 за исключением процедур, описанных в пунктах 4.5 и 4.6 выше, аудитор не должен выполнять какие-либо тесты или другие процедуры в отношении соблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов, поскольку это выходит за рамки аудита финансовой отчетности.

Аудитору необходимо получить письменное заявление руководства о том, что аудитору сообщено обо всех известных имевших место или возможных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности. Стандарты и профессиональные рекомендации, касающиеся письменных заявлений руководства, описаны в МСА 580 «Заявления руководства» и российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта».

Проверяя согласно требованиям Закона «Об аудиторской деятельности» соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству, аудитор должен:

* изучить требования действующих законодательных и нормативных актов к порядку ведения бухгалтерского учета;

* убедиться в том, что проверяемая организация соблюдает указанные требования.

Как правило, проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов производится в ходе аудиторских процедур проверки соответствующих статей бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен быть готов к тому, что при проведении аудиторских процедур могут быть выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов.

В приложении к МСА 250 приведены следующие примеры данных, которые в ходе аудита должны привлечь внимание аудитора и могут свидетельствовать о несоблюдении законодательных и нормативных актов:

- расследования (проверки), проводимые государственными органами, факты наложения штрафных санкций;

- оплата услуг, необходимость которых сомнительна, и выдача ссуд консультантам, связанным сторонам, их работникам, государственным служащим;

- выплата комиссионерам или посредникам вознаграждений, размер которых превышает обычный для подобных договоров;

- закупки по ценам существенно выше или ниже рыночной;

- необычные платежи наличными, перевод средств на номерные банковские счета;

- необычные операции с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах;

- перечисление платежей за товары (услуги) не в ту страну, из которой осуществлялась поставка соответствующих товаров (услуг);

- оплата без надлежащего оформления документации, необходимой в соответствии с требованиями законодательства о валютном контроле;

- существование такой системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватное отражение операций или достаточные доказательства при аудите;

- несанкционированные операции или операции, не учитываемые надлежащим образом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.