В выборку, как правило, включаются все документы за один или два квартала, или за один месяц в каждом квартале отчетного периода. Если доля ошибок и неправильно оформленных документов превысит долю, обоснованную во внутри фирменных аудиторских стандартах (например, 5%), целесообразно проверить и остальные кассовые документы.
При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выявлению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности (поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов). Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и др. Воз врат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам. Операционные и внереализационные до ходы должны подтверждаться соответствующими договора ми, актами, справками.
Проверяя расходование наличных денег из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег (наличие приказов на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы, доверенностей от сторонних предприятий и организаций, исполнительных листов и др.). Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку (на зарплату, на выплату различных пособий, на командировочные, хозяйственные, представительские расходы и др.), соблюдение лимита кассы.
Одновременно следует проверить обоснованность выделения НДС в приходных и расходных кассовых документах, отражения его в учете. Выясняется также соблюдение установленного лимита расчета наличными деньгами между юридическими лицами. Устанавливаются факты оплаты сотрудникам произведенных хозяйственных расходов без оформления авансовых отчетов, повторной оплаты по ранее оформленным документам, выплат «подставным» лицам, присвоения денежных сумм по подложным документам и др.
В заключение исследуется правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов, подсчета оборотов и остатков по счету. Для этого сверяются данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц проверяемого периода по датам. Выявленные расхождения между сравниваемыми показателями означают наличие ошибок, которые могут быть как непреднамеренными, вызванными невнимательностью бухгалтера при подсчете, так и преднамеренны ми. Последние требуют получения письменных объяснений и оперативного информирования руководителя предприятия. В любом случае обнаруженные аудитором ошибки и недостоверные данные обязательно регистрируются в его рабочих документах, и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
Как свидетельствует опыт аудиторских проверок, наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются следующие:
- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- выплаты подотчетным лицам на основании оправдательных документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета.
1.3 Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках
При проверке банковских операций особое внимание аудитор должен обратить на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. Проверка проводится по всем счетам, открытым предприятием в банках, и прежде всего по расчетному счету. Предварительно сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины.
Анализ операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем тщательного изучения выписок с приложенными к ним платежными документами. Такая проверка позволяет выявить бездокументальное списание средств или перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные документы подтверждают другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Аудитору необходимо выяснить: 1) допускаются ли незаконные банковские операции (при отсутствии договоров между предприятиями, по бестоварным счетам и т.п.); 2) полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей, достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; 3) правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.
При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам учета реализации (46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее вы бытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов») и по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 64 «Расчеты по авансам полученным»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выпи сок и приложенным к ним документам, а при необходимости и по данным учетных записей у организаций-контрагентов (встречная проверка). Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 63 «Расчеты по претензиям».
Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание обращается на своевременность и пол ноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщи ков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Если предприятие осуществляет переводы сумм за работной платы, удержаний по исполнительным листам и т.д., их обоснованность обеспечивается как наличием первичных учетных документов, так и реальностью указанных в них адресов получателей средств.
На заключительном этапе проверки данного блока операций устанавливается реальность и законность операций по счетам 56 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути». На эти счета иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскую отчетность. По счету 56 целесообразно проверить организацию аналитического учета всех хранящихся на предприятии де нежных документов (путевок, проездных билетов, выкупленных собственных акций и др.) и порядок учета их движения. По счету 57 выясняется реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инкассации, сдачи в вечернюю кассу банка, через отделение связи и др.).
Обнаруженные нарушения фиксируются в рабочих документах аудитора, и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
Опыт аудиторских проверок показывает, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются следующие:
- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;
- отсутствие приложений к платежным документам, по служившим основанием для совершения операций;
- перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;
- несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;
- некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.
Как правило, сводная отчетность составляется по основным видам деятельности предприятий: промышленности, строительства, торговли и другим, имеющим финансовые вложения в дочерние и зависимые общества. Показатели активов и пассивов балансов основного общества и дочерних обществ суммируются. Если доля основного общества в уставном капитале дочернего общества меньше 50%, то показатели активов и пассивов такого дочернего общества складываются исходя из доли участия материнской компании в его уставном капитале. Показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего общества, а также взаимные объемы реализации между ними, в сводную отчетность не включаются. Прибыль основного и дочерних обществ суммируется. В от четности показываются только дивиденды, начисленные основным обществом дочернему. Дивиденды, выплаченные дочерним обществом основному, не отражаются. Инвестиции основного общества в дочернее и соответственно в его уставный капитал также в сводной отчетности не указываются.
Страницы: 1, 2, 3, 4