В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен: в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»; составить реестр депонированных сумм; в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью. Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявить злоупотребления с депонированными суммами можно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. В соответствии с Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по депонентам» - невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот - погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.
Денежными документами, находящимися в кассе, считаются путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, собственные акции, выкупленные у акционеров, акции других предприятий, марки госпошлины, вексельные марки, приобретенные авиабилеты и другие документы. При аудите учета денежных документов необходимо проверить:
- правильность учета денежных документов. Их учет должен производиться в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документами. Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру. Аналитический учет ведется по видам денежных документов,
- правильность составления бухгалтерских проводок, а также соответствие записей в книге по учету и движению денежных документов по счету 50-3 «Денежные документы» записям в журнале-ордере № 3 и в Главной книге при журнально-ордерной форме учета.
Проверяя операции по приобретению и выдаче путевок в санатории, дома отдыха, туристские и пионерские лагеря, следует установить: не приобретались ли путевки за счет средств эксплуатационной деятельности вместо законных источников (специальных фондов и средств социального страхования); соответствует ли сумма расхода на приобретение различных путевок ассигнованиям из специальных фондов и средств социального страхования.
Аудитор проверяет правильность расходования и списания марок на почтовые отправления, а также уплаты государственной пошлины. Для этого проводят выборочную проверку отчетов на списания марок по данным книги исходящей корреспонденции и реестрам ее сдачи организациям связи и т.п.
2.2 Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций
Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций
* Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.).
* Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и т.д.).
* Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов.
* Списание сумм без оснований и по подложным документам.
* Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах.
* Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета.
* Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям.
* Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям.
* Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину.
* Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах.
* Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы организации.
* Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия.
* В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.
* Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром.
* На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга.
* В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет. Денежные средства: учет, анализ, аудит: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Пипко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 151.
3. Аудит операций на счетах в банках
3.1 Содержание аудита операций на счетах в банках
Содержание аудита операций с денежными средствами на счетах в банках определяется его целями и объектами.
Цель аудита рассматриваемого комплекса операций вытекает из общей цели аудиторской деятельности и состоит в выражении мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризующих состояние денежных средств аудируемого лица, и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета операций с денежными средствами на счетах в банках законодательству РФ. При этом аудитор должен установить, соблюдаются ли аудируемым лицом нормативные акты, определяющие порядок совершения и бухгалтерского учета операций с денежными средствами в банках. По заданию хозяйствующего субъекта, а также в качестве сопутствующей аудиту услуги аудиторами может осуществляться анализ движения и использования денежных средств.
Объектами аудита служат денежные средства и операции по расчетным, валютным и специальным счетам, открываемым организациями и индивидуальными предпринимателями в банках и других кредитных организациях (в том числе и небанковских) для хранения свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетных операций.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
7) проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
10) оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент - банк»;
11) кассовое обслуживание организаций и физических лиц. Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: те-ория и практика в условиях реформирования российской экономи-ки. - 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 77-79.
Помимо перечисленных выше банковских операций кредитная организация вправе совершать следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.
Правила совершения банковских операции, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
Информацию хозяйствующих субъектов, используемую при аудите и подлежащую проверке, можно подразделить на четыре группы:
* договорная и справочная информация;
* первичные документы (внутренние и внешние);
* регистры бухгалтерского учета;
* формы бухгалтерской отчетности.
К договорной информации относятся прежде всего договоры банковского счета, договоры банковского вклада и др.
К категории справочной информации относятся, в частности сведения руководства аудируемого лица об открытии, закрытии и наличии расчетных, валютных и специальных счетов в банках, уведомления, направляемые в налоговый орган по месту учета аудируемого лица, об открытии и закрытии соответствующих счетов.
К справочной информации относятся также уведомления налоговых инспекций, которые должны направляться хозяйствующими субъектами в десятидневный срок при открытии и закрытии счетов в банках.
Расчетные документы могут представляться на бумажном носителе или в электронном виде. Они содержат распоряжения:
* плательщика (клиента или банка) о списании денежных сумм со своего счета и перечислении их на счет получателя;
* получателя средств (взыскателя) на списание денежных сумм со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем) (табл. 1).
Таблица 1
Перечень документов, используемых для оформления операций движения денежных средств на расчетном счете
Безналичные расчеты
Наличные расчеты
* платежные поручения
* аккредитивы
* чеки (расчетные)
* платежные требования
* инкассовые поручения
* объявление на взнос наличными
* чек (денежный)
Выписка банка по счетам представляется кредитной организацией клиенту ежедневно (или в другие оговоренные сроки). В выписках банка по расчетным, валютным и специальным счетам фиксируются выполненные по счетам операции, указываются начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы по операциям поступления и списания денежных средств. К выписке прилагаются документы (копии документов), на основании которых банк зачисляет или списывает денежные средства с расчетного счета организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4