Рефераты. Аудит. Его сущность и функции

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия - нормативными актами Совета Министров - Правительства Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

По Проекту закона данная основная задача, из формулировки которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах. Следовательно, авторы Проекта закона отметили, что целью аудита не является и не может быть полное устранение информационного риска. Целью аудиторской деятельности в Проекте закона является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов во всех существенных аспектах, что более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным нормам.

Приведенная выше оговорка чрезвычайно важна. Она связана с тем, что цивилизованный рынок определяет главные, основополагающие задачи аудита иначе, нежели это делается сейчас в России. И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как:

процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;

процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами.

Таким образом, полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно. Такая цель просто нереальна.

И все же практика аудита в странах с развитой рыночной экономикой действительно очень обширна, а стоящие перед аудитором задачи - весомы и значительны. Это можно увидеть в одном из наиболее применяемых западных (США) определений аудита:

Аудит (auditing) - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Воспользуемся материалом Временных правил и исследуем основные задачи аудита в системе управления экономическими субъектами. Обоснуем соответствующую трактовку отдельных элементов приведенного выше определения сущности аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики применительно к соответствующим статьям Временных правил:

а) компетентный - термин не встречается, но косвенно подразумевается, в том числе и через систему аттестации (п.8, 20-22);

б) независимый работник - аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, третьей стороны, собственников и руководителей своей аудиторской фирмы (п.12);

в) накапливает и оценивает - первый термин не встречается, а второй - встречается, но в очень широком контексте од «оценке активов и пассивов экономического субъекта» (п.9);

г) аудиторские свидетельства - данные, полученные в ходе аудиторской проверки (п.14);

д) информация, поддающаяся количественной оценке, - бухгалтерская (финансовая) отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов (п.3);

е) специфическая хозяйственная система - экономические субъекты, т.е. предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность; к экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно (п.2);

ж) заключение - заключение аудитора - это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов оно приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ (п.17);

з) мнение - этот термин не встречается;

и) степень соответствия этой информации установленным критериям - факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия финансового отчетности, влияющих на ее достоверность.

А также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц (п.18»б»).

Как видим, по своей сущности отечественный аудит уже приближается к сущности аудита на Западе, хотя ни о выработке устоявшейся русской терминологии для аудита, ни о полном совадении этих понятий говорить пока не приходится: слишком рано. Значение и задачи аудита в условиях РФ, если рассматривать их в целом, еще кое в чем отличаются от аналогичных задач аудита в зарубежных системах управления хозяйствующими субъектами. Например,[ Аренс А. Аудит пер с англ. М.А. Терехова, ред. Проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 68 с.] как подметили многие авторы, «существенным упущением определения, данного Временными правилами, является отсутствие обозначение результата проделанной аудиторской работы. Результатом аудита может быть только выражение мнения независимого аудитора о достоверности информации об объекте аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка».

Анализ сущности, значения и задач аудита показывает, что это не просто «карающий меч» в руках «новой революции», а особо сложный социально нейтральный экономический инструмент.

Современный аудит начал свое бурное развитие примерно со второй половины XIX в. вместе с бурным развитием акционерных обществах формы капитала, адекватной крупной промышленности. Сельскому хозяйству и торговле. Это случилось в силу тех объективных обстоятельств, что в новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения:

имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике инвесторов;

принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, нередко приводило к отрицательным экономическим последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ;

потребовались особые специальные знания для людей, способных высказать профессиональное суждение о достоверности их отчетности;

произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;

объективно разделились интересы администрации компании как составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей этой отчетности;

началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.

Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.

Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но, тем не менее, все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов.

1.2 Значение и принципы аудита

Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:

1. Независимость аудита от государства, его различных министерств и ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор, Государственная налоговая служба и Центральный банк России.

2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень подготовки и моральные качества другого специалиста:

с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию;

с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов.

3. Финансовая независимость аудитора от клиента:

достаточный размер уставного капитала и чистых активов;

самострахование;

безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов клиента;

оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов;

фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов.

4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента.

5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с высокотехнологичными системами клиента.

6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской фирмой) качества процессов аудита.

7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей международного опыта к экономической реальности. (Приложение А)[ Аудит в России. Законодательство. Стандарты. - М.: Инвест Фонд, 2004. - 62 с.

]

2. Виды аудита

Выделяют следующие виды аудита:

Обязательный аудит - обязательная ежегодная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Добровольный аудит - проводится по инициативе высших органов организации (администрации, совета директоров). Целью его может быть подготовка к обязательному аудиту или помощь в организации бухгалтерского учета.

Принудительный аудит - аудиторская проверка по требованию государственных правоохранительных органов.

По направления деятельности различают:

· аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

· аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

· аудит банков и других кредитных учреждений (банковский аудит);

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.