- соответствие записей синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи» в журнале-ордере № 11 записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).
На заключительном этапе проверки аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (журнала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей операций по реализации в разных регистрах можно установить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.
2.3 Оценка уровня существенности
Понятие существенности устанавливает размер допустимой ошибки, начиная с которой квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать правильные выводы и принимать правильные экономические и управленческие решения.
Ошибка считается значимой, если её пропуск значительно искажает показатели бухгалтерской финансовой отчетности.
Таблица 6
Базовые показатели, применяемые при определении базовой величины
Показатели
Значение, тыс. руб.
Уровень существенности
Сумма уровня, тыс. руб.
Прибыль (убыток) до налогообложения
897
1
8,97
Объем реализации
108446
2
2168,92
Валюта баланса
58997
5
2949,85
Собственный капитал
24596
10
2459,60
Общие затраты
105773
2115,46
В данном случае для расчета уровня существенности во внимание не принимается наименьшее значение уровня, по четырем оставшимся определяется среднее арифметическое (2168,92 + 2949,85 + 2459,6 + 2115,46) / 4 = 2423,458 тыс. руб. Получился размер допустимой ошибки, который можно пропустить и который не окажет существенного влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Далее распределим уровень существенности по отношению к статье «Готовая продукция»:
2423,458 * 446 / 58997 = 18,321 тыс. руб.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА
В ходе проведения внутреннего аудита было выявлено, что сдача готовой продукции из производства на склад в открытом акционерном обществе «Стройкерамика» оформляется приемосдаточными накладными, спецификациями, приемными актами и др. В этих документах указываются номер (шифр) цеха, сдающего готовую продукцию, номер склада-получателя, наименование и номенклатурный номер изделия, количество. Приемосдаточные накладные в ОАО «Стройкерамика» выписывают в двух экземплярах: один предназначен сдатчику готовой продукции, другой передается на склад. Приходуемые на склад изделия в рассматриваемом в работе обществе измеряются, подсчитываются и взвешиваются (при необходимости).
Приемосдаточные накладные подписываются представителями цеха-сдатчика, склада-получателя и службы технического контроля.
Выпуск готовой продукции из производства на склад оформляется в ОАО «Стройкерамика» ведомостью сдачи готовой продукции из цеха на склад, а при сдаче продукции заказчику (покупателю) непосредственно из цеха (минуя склад) или составляется акт приемки-сдачи. Приемосдаточный акт имеет типовую форму, в которой отмечается, что готовые изделия прошли все стадии технологической обработки, соответствуют техническим условиям (требованиям заказчика) и другие натуральные и стоимостные показатели выпущенной продукции. Если договором на изготовление продукции предусмотрено участие в приемке представителя заказчика, то его представитель также подписывает акт приемки-сдачи готовых изделий.
Отгрузка (отпуск) готовой продукции в ОАО «Стройкерамика» производится по соответствующим распорядительным документам: это сертификат, накладная, приказ на отпуск (отгрузку) готовых изделий и др. Отгрузка (отпуск) готовой продукции покупателям осуществляется в соответствии с заключенными договорами поставки, в которых определено наименование и количество по видам поставляемой продукции, способ отгрузки или самовывоз, размер партий, цена, по которой реализуются отдельная продукция. В соответствии с договором поставки организация-поставщик выписывает приказ-накладную, в которой объединяются два документа: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на ее отпуск со склада. Данные приказа на отпуск заполняют менеджеры, занимающиеся сбытом готовой продукции, а фактическое количество отпущенной продукции - материально-ответственное лицо, отпустившее продукцию. Подобранные партии готовой продукции передаются экспедитору под расписку или сдаются на месте представителю покупателя (при самовывозе). Отправка груза оформляется транспортными накладными и квитанциями к ним. На основании этих документов составляют накладную на отпуск готовых изделий. Железнодорожная накладная (или накладная водного транспорта) передается станции железной дороги (или пристани) вместе с грузом. Накладная сопровождает груз в пути следования и вместе с ним выдается в пункте назначения грузополучателю. Железнодорожная квитанция, выданная транспортной организацией в момент принятия груза к перевозке и оплаты тарифа, выдается грузоотправителю и служит основанием для выписки счета-фактуры и предъявления его к оплате покупателю.
При транспортировке готовой продукции автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в нескольких экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя для списания отпущенной продукции со склада и предъявления покупателю счета к оплате, второй - является сопроводительным документом, третий и четвертый - передаются в автохозяйство. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладным прилагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, технические паспорта на конкретные изделия, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договором поставки. Различают оперативный и бухгалтерский учет готовой продукции. Оперативный учет осуществляют работники сбытовой, коммерческой службы ОАО «Стройкерамика». Одновременно с целью усиления контроля за сохранностью и выпуском изделий могут вести параллельный оперативный учет работники выпускающих цехов. Бухгалтерский учет ведут работники бухгалтерских служб.
Составим рабочий документ № 1, выявляющий наличие и правильность оформления подтверждающих документов по сдаче готовой продукции.
Таблица 7
Рабочий документ № 1
Наименование готовой продукции
По ведомости сдачи готовой продукции из цеха на склад
По приемосдаточной накладной
Отклонения (+,-)
Дата
Сумма, тыс. руб.
Кирпич керамический
02.12.2008 г.
109873,23
-
Песок строительный
03.12.2008 г.
39876,78
15.12.2008 г.
89765,58
17.12.2008 г.
24379,32
Таким образом, в ходе проверки наличия и правильности оформления подтверждающих документов по сдаче готовой продукции отклонений выявлено не было.
Важным этапом проверки является проверка своевременности и полноты оприходования готовой продукции по количеству и стоимости.
При проверке полноты оприходования готовой продукции аудитору необходимо установить:
· создана ли на предприятии комиссия по приемке готовой продукции;
· как на предприятии налажен контроль за состоянием принимаемой готовой продукции;
· и др.
Одновременно проверяется своевременность оприходования поступившей готовой продукции, правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете. Для чего необходимо сопоставить даты, указанные в первичных документах, с датами отражения этих операций в соответствующей машинограмме.
Несвоевременное оприходование готовой продукции влечет за собой неверное исчисление себестоимости, что приводит к неправильной уплате налогов.
Для проведения аудиторской процедуры по проверке своевременности и полноты оприходования готовой продукции составляется следующий рабочий документ.
Документ, выявляющий полноту оприходования на склад готовой продукции по количеству и стоимости, представим в таблице 8.
Таблица 8
Рабочий документ № 2
Дата оприходования готовой продукции в регистрах бухгалтерского учета
Отклонения
Количество
Кирпич керамический, тыс. шт.
1121
Песок строительный, кг
1994
925
Кирпич кера-мический, кг
1262
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7